Рендер материалов

Не сказать что бы уж туториал это был, но в целом полезно иногда задумываться о том, какой материал мы пытаемся изобразить.

Статья подготовлена Сефери специально для Digital Painting Classes и Smirnov School
____________________________________________________________

Общие положения

Когда вы сталкиваетесь с новым материалом, нужно проанализировать его основные свойства и выделить самые важные, без которых узнаваемость потеряется. Есть несколько пунктов, которые помогут вам это сделать:

Локальный тон/цвет

У каждого предмета есть свои локальные тон и цвет. Иногда, если мы неправильно зададим один из этих параметров, зритель не сможет его узнать и отличить от других материалов.

Характерный признак золота — желтоватый оттенок. Нарисуем золото белым, и зритель перепутает его с серебром или платиной. Некоторые материалы могут варьироваться по цвету довольно сильно, и смена цвета никак не повлияет на их узнаваемость. Например, натуральный воск обычно светлых желтоватых оттенков, но сейчас при изготовлении декоративных свечей используют красители. Поэтому ощущение материала не потеряется, если вы нарисуете зеленую или красную свечу.

Вы должны понять, насколько сильно можете менять цвет и тон, чтобы не потерять при этом узнаваемость. Для этого анализируйте референсы. Перед началом работы постарайтесь найти как можно больше фотографий, сделанных в разных условиях и при разном освещении. Иногда не лишним будет почитать про физические свойства материала и про его разновидности. Для художника любая информация может стать полезной.

При этом не забывайте, что даже внутри ограничений есть возможность для творческой интерпретации. Трава зеленая, но она может увянуть, пожелтеть, зимой ее может укутать белый иней. Деревья условно коричневые, но оттенки древесины тоже бывают разными, начиная от темно-серых и заканчивая огненно-красными цветами. В конце концов, дерево можно покрасить обычной краской.

,Школа Арт-клуба,школа артклуба, школа арт-клуба,,Арт-клуб,арт-клуб, артклуб,,фэндомы,длиннопост
Необычный способ изучить новый материал от художника Mauro Belfiore 
 
2. Фактура

У некоторых материалов есть ярко выраженная фактура. Трещины, царапины, вмятины, выпуклости — все это может добавить узнаваемости материалу. Например, ствол дерева будет смотреться неестественно, если сделать его идеально гладким.

Фактура может добавить элементы повествования вашей работе. В природе чаще встречаются неравномерные, угловатые и шероховатые материалы. Человек, обрабатывая тот или иной материал, стремится придать ему более удобную форму. Гладкая фактура для некоторых материалов будет означать, что к ней приложил руку человек. Представьте дерево, которое используется для изготовления современной мебели, и необработанную древесину: первое будет ровным, а нетронутое человеком — шершавым.

Обращайте внимание на то, как предметы ведут себя под воздействием времени. Некоторые материалы изнашиваются быстрее других, появляется дополнительная фактура. Железо со временем покрывается ржавчиной, на золотых украшениях появляются царапины и вмятины. Если вы попытаетесь нарисовать проржавевшее золото, узнаваемость материала потеряется, так как такое изображение будет недостоверным.

Не забывайте, что фактура может повлиять на силуэт: шероховатые по текстуре материалы будут иметь неровный край. У шерстяных вещей отдельные ворсинки выделяются по краям объекта. Если сделать силуэт ровным, потеряется узнаваемость.

,Школа Арт-клуба,школа артклуба, школа арт-клуба,,Арт-клуб,арт-клуб, артклуб,,фэндомы,длиннопост
Текстура дерева. Автор работы — Becca Hallstedt 
 
3. Отражающая способность

Некоторые материалы обладают повышенной отражающей способностью. Чем больше света способен отражать материал, тем больше мы будем видеть в нем окружающую среду. На более глянцевых материалах мы будем сильнее видеть блик, отражение источника света. На картинке ниже представлены разные градации отражаемых свойств на примере обычных шариков. Посмотрите, как блик постепенно становится более матовым, а затем исчезает, равномерно расползаясь по светлой поверхности шара.

■BefteictiQ n Glossiness
Fresnel IOR,Школа Арт-клуба,школа артклуба, школа арт-клуба,,Арт-клуб,арт-клуб, артклуб,,фэндомы,длиннопост
Пример разной отражающей способности материалов 
 
Чем светлее объект, тем сильнее он будет отражаться в глянцевом материале. Именно поэтому самый сильный отблеск дает источник света. В тени отражения будут видны чуть лучше, чем на свету.

Есть еще одно правило — чем меньше угол, тем интенсивнее отражение. Если мы посмотрим на объект прямо, мы будем видеть меньше отражения окружающей среды, чем если мы наклонимся и посмотрим на него под углом. Например, когда мы рисуем глянцевый шарик, то по центру этого шарика отражение будет выражено слабее, по краям — интенсивнее. Описанное выше правило называется Эффект Френеля, и чуть более подробно почитать о нем можно здесь.

4. Прозрачность

Прозрачность — возможность материала пропускать свет. Она может быть выражена в разной степени. Например, стекло — полностью прозрачный материал. Чтобы его изобразить, необходимо просчитать, как в нем преломляется свет, и не забыть про высокие отражающие свойства. Собственного тона у него нет.

Существуют некоторые органические материалы (например, растения, кожа, воск), которые пропускают небольшое количество света. Свет затем рассеивается внутри, придавая материалу небольшое свечение в области линии светораздела. Это называется подповерхностное рассеивание, и про него не стоит забывать, если вы хотите добиться правдоподобности при изображении определенных материалов.

,Школа Арт-клуба,школа артклуба, школа арт-клуба,,Арт-клуб,арт-клуб, артклуб,,фэндомы,длиннопост
Подповерхностное рассеивание на примере воска. 
 
5. Окружение

Пусть окружение не относится напрямую к самому материалу, важно понимать, что ни один объект не существует в вакууме. Даже когда мы изображаем отдельный предмет, мы все равно должны мысленно представить, где он находится. Мы задаем цвет и интенсивность источника света, ведь от этого будет зависеть то, как мы изобразим материал, где будут располагаться блики, какого они будут цвета и так далее. Если поблизости есть цветные объекты, они будут давать цветные рефлексы. Прозрачные и глянцевые материалы намного сильнее зависят от заданного вами окружение, чем матовые, поэтому для отдельных групп материалов этот пункт будет важнее, чем все остальное. Не пренебрегайте окружением и продумывайте его заранее, чтобы ваши материалы выглядели убедительнее.

H:le**,Школа Арт-клуба,школа артклуба, школа арт-клуба,,Арт-клуб,арт-клуб, артклуб,,фэндомы,длиннопост
Очаровательные текстурные котики от Елены Васюковой. 

Итог

Когда вы начинаете рисовать новый объект, постарайтесь заранее определить его основные качества и задать ему определенное окружение. Найдите как можно больше референсов на выбранный вами материал, чтобы быть уверенным, что вы учли все его основные особенности.

Старайтесь в практике применять материал к разным поверхностям. Например, если вы изучаете дерево, нарисуйте деревянную доску, шарик, кубик, пирамидку и цилиндр, тогда вы точно научитесь изображать новый материал в разных условиях.

Полезно анализировать работы других художников и их подходы к изображению разных материалов. У многих авторов есть видеопроцессы, где можно посмотреть, как они пошагово создают свои работы. Возможно, вам удастся позаимствовать интересные приемы, которые облегчат вашу работу и добавят ей выразительности. Если вы хотите работать в определенной стилистике, полезно будет найти художников с похожим стилем и сосредоточиться на анализе их работ, потому что у разных проектов могут быть совершенно разные требования к рисованию материалов. Где-то будет достаточно сделать упрощенную стилизацию, а где-то от вас потребуют реалистичный рендер.

Если вы хотите узнать еще больше, посмотрите лекцию на канале Smirnov School про рендер материалов от Ивана Смирнова.