Хроники MNOG. Глава IV: Секреты Каита

Предыдущая часть: http://joyreactor.cc/post/4056339

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

Концепция Каита сегодня

Прежде всего, хотелось бы сразу предупредить, что сама задумка Каита 2001-го имеет некоторые отличия от того, что мы наблюдали в 2003-2010. Поэтому мне бы хотелось для начала рассказать о том, как работает Каита в «современном, одобренном Григорием Фаршти, единственно-верном, православном каноне». Итак, сила BS01, приди ко мне:

«Тоа Каита — это существо, образованное слиянием тел и разумов трех Тоа разных элементов.
Все Тоа способны формировать Каиту. Объединение трех Тоа также приводит к появлению новой маски Канохи, которая содержит в себе силы всех трех Канохи, участвовавших в Каите.
Тоа Каита объединяет в себе и усиливает качества всех трех Тоа, от физических характеристик, таких как скорость и сила, до таких особенностей, как личность и знания. Таким образом, Тоа Каита по своей природе быстрее, сильнее и умнее, чем его участники, просто работающие вместе в команде. Тоа Каита также обладает большей элементарной силой, чем три участника Тоа, и даже может их комбинировать.
Тоа Каита остаются целыми, пока они сосредоточены на слиянии. Когда концентрация нарушается, Тоа Каита распадается на три Тоа. Макута также обладает способностью нарушать эти слияния.
Единственные известные Тоа, сформировавшие Каита — это Тоа Мата, объединившиеся в Акамаи и Ваируху. Каита отправились в логово Макуты, используя свои объединенные способности, чтобы одолеть Манасов. Но когда они попали в главный зал, они были преобразованы Теридаксом обратно в Тоа Мата». 

Если вкратце, что мы имеем? Три Тоа разных стихий могут взять, сильно захотеть и превратиться в одного большого Тоа. Их тела и разумы соединяются, способности соединяются, стихии соединяются, маски соединяются в одну, сохранив все способности. Единственный штраф — нужно постоянно думать о слиянии, чтобы не развалиться, а на это уходит много сил. Макуты могут разрушать Каита. Ничего не упустил?

От себя добавлю, что точно такой же способностью с такими же ограничениями у нас обладают МатораныТурагаБороки ВаБорокиБороки Калы, а также Ракши (плюс получают при слиянии какую-нибудь новую дополнительную способность, придуманную левой пяткой сценариста. Не спрашивайте почему. Это просто веселее).

Также, нам известно, что Матораны и Турага могут объединяться не только в Каита, но и в Нуи. Каждое Нуи-слияние состоит из шести работяг разных стихий и по большому счету тоже требует только сильной концентрации. И да, у Тураги Нуи все шесть сил масок объединены в одну. Зато так можно навалять Рахи и убежать. И никакие Тоа не нужны…

Х_г-Т-Ч^--
Лк IL
«■2001 Tbi I,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

В истории Каита и Нуи встречались не так часто, только тогда, когда это удобно сюжету. Несколько раз в комиксах, еще реже — в книгах, т.к. они иногда пытаются в чуть большую серьезность и логичность повествования. Все ведь понимают, что Каита — это невероятная имба, как и Нова-бласт, которая позволяет творить вещи, не поддающиеся никакому описанию. Быстрый и легких инструмент для добра, чтобы победить зло, который якобы отнимает много сил, но на самом деле, если сильно захотеть, это никому не мешает. Разумеется, Грег Фаршти очень старался забывать об этой способности в своих сюжетах, и это правильно с точки зрения драматургии, хотя многими фанатами отмечалось, что пара Тоа Каита и Нова-бластов могли бы решить все проблемы Вселенной Маторанов за пару сражений. Так и живем. Ну не может Макута с 42 способностями Ракши одолеть какого-то жалкого Темного Охотника, ну что мы можем с этим сделать?

Залы Каита и Камни Макоки

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

Что-ж, перейдем сразу к делу. Главным отличием Каита канона 2001-го от последующих лет является одно важное ограничение — Тоа могут объединяться в Каита только в специальных комнатах. Вообще это действительно отличный ограничительный сюжетный инструмент. И ту же сильную концентрацию при слиянии все равно никто не отменял. А если мы вспомним, что изначально Тоа у нас могло быть только шесть, а не 35379, то получается, что залы Каита рассчитаны эксклюзивно под этих персонажей в конкретном месте. Комнат этих всего три (почему три, узнаете позже). Ну а теперь пояснения.

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

Главным источником этой информации для нас может послужить одна 
 из отмененной PC-игры Legend of Mata Nui. В ней (как и в 
) Тоа объединяют свои Камни Макоки и открывают проход в Мангайя, темные туннели под Кини Нуи, которые находятся в голове Великого Духа. Затем, эти же камни они используют для того, чтобы открыть себе проходы к тем самым полусферическим залам, которые и превращают их в Тоа Каита. Обратите внимание, что в полу даже есть специальные заклепки, сделанные под ботинки Тоа, что говорит об узконаправленности этих помещений.

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

После трансформации новоявленные Тоа Каита дадут бой Манасам, выбросят за борт Мана-Ко, а Макута, как и обещал BS01, нарушит связь Каита, и Тоа снова станет шестеро. На самом деле 
, Гали даже даст нам пару комментариев на этот счет:

Таху: Что произошло?
Гали: Дух Макуты… это дух разрушения. Это его внутреннее царство. Каита не может здесь существовать.
Похату: Манасы чуть было не уничтожили Тоа Каита. А Макута в десять раз могущественнее, чем они. Какие у нас шансы?
Гали: Тоа Каита — всего лишь физическое воплощение нашей силы единства. Она все еще находится в наших сердцах.
Лева: Но мудрость и доблесть Тоа Каита были бесподобны.
Таху: Там, где мудрость и доблесть не справятся, их восполнит вера.

Подведем промежуточные итоги. Что же мы имеем теперь? По сути, ничего не изменилось, кроме того, что:

а) Имбовость Каита была сильно понерфлена тем, что ее нельзя делать, когда вздумается. Для этого есть специальные сферические залы, которые рассчитаны индивидуально под конкретных персонажей.

б) Концепция Каита, как физическое воплощение добродетели единства, вписана в модель дихотомии созидания и разрушения (Мата Нуи и Макуты). Об этом мы сейчас поговорим немного подробнее. Для сюжета это конечно не значит ровным счетом ничего, но с «культурологической» точки зрения это придает Каите больше возвышенности и сакральности, чем простой опции, которую можно использовать в рядовой схватке (верно, Тоа Каита Ваируха Нува?)

Турага Нуи и просветление в Кини-Нуи

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

В предыдущем разделе я упомянул, что залов для слияния подразумевалось не два, а три. Но думаю, вы уже догадались, что последний был предназначен для Тураги Нуи. Об этом можно подробнее прочитать в исследовательской работе Маку с BZPower:

«Глоссарий игры Legend of Mata Nui содержит в себе интересный лакомый кусочек. Описание Кини-Нуи гласит: Великий Храм, в котором Тоа познают состояние Каита, а Турага познают состояние Турага Нуи»

Странноватое описание, но тем не менее, из него можно сделать предположение, что в изначальной библии Турага не могли создавать Каита, а только вшестером Нуи-форму. Тем более, у нас никогда не было комбо-модели ни одного Турага Каита. О потенциально возможных Турага Каита мы узнаем только из вопросов Грегу Фаршти.

Развивая тему «познания состояния Турага Нуи», пользователь Пери высказала предположение по поводу того, где именно происходит трансформация. Если мы обратим внимание на групповое изображение Турага, мы увидим перед ними огромную круглую яму.

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое
Это яма, находящаяся на самом верху огромной головы рядом с Кругом Амайя. Это очень хорошо видно на концепт-артах Кристиана Фейбера. Говоря об этой постройке, должен отметить, что нам никогда не раскрывали ее предназначения. В этой локации находятся Кини-Нуи (вместе с Сува-Каита для Тоа и входом в Мангайю), от него идет мост к Кругу Амайя, (где Турага рассказывают Легенды и с помощью Камней Тоа можно призвать Тоа). И рядом с Кругом находится та самая огромная голова, предназначение которой неясно. Да, безусловно в «Маске Света» нам показали, что там скрывалась статуя Такуа, но сейчас речь о 2001-м и его первоначальной библии. Очевидно, что голова Такуа была поздним добавлением специально для эпичного момента в фильме.
,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

Немного оговорюсь, добавив, что первоначально все храмы Кини и Кини-Нуи были не просто красивыми постройками, а являлись комплексами, в которых Турага медитируют и получают новые знания об окружающем их мире, впоследствии интерпретируя их в свои легенды. Это очень хорошо сочетается с описанием Кини-Нуи, где Турага должны «познать» как становиться Турага Нуи. 

В подтверждение того, что эта круглая яма на изображении с Турага является той самой ямой на храме-голове, можно привести 
. Обратите внимание на задний фон. Более того, этот храм-голова во многих медиа позиционируется, как «место для Турага». Несколько артов, CD-диск Nestle, а 
, лежавший в первых наборах 2001-го и описание в LoMN, все говорит нам о том, что эту локацию придумали специально для Турага, так и не раскрыв нам ее применение в сюжете.

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое
,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

Зачем нам так настойчиво демонстрируют то, как Турага поднимаются на этот храм и собираются вокруг этой ямы? Пери предположила, что внутри храма находится их комната слияния для формирования Турага-Нуи и я, в целом, поддерживаю эту теорию и в выводах к статье я приведу объяснение своей уверенности в ее правдивость.

Мысли Турага о Каита

Довольно интересной деталью, следующей из описания Кини-Нуи в LoMN, является и то, что Турага не знают, как создавать Турага Нуи. Им только предстоит это. MNOG нам дает даже больше интересной информации по этой теме. Как мы узнаем из предыдущей главы Хроник MNOG— по изначальной задумке Турага никогда не были Тоа. Они — кураторы Тохунга и также потеряли память после Великого Катаклизма, как и все остальные обитатели эвакуационного судна. Просто изначально они знали о миссии Папа и Ранги чуть больше, поэтому интерпретируют обрывки своей памяти в легенды о Мата Нуи и Макуте. Что же касается темы Каита, то большинство Турага ничего об этом не знают. К примеру, Матау Певец:

«После того, как все Великие Маски Силы вернулись обратно в Суву, она дала Леве Золотую Канохи. В некоторых легендах сказано, что после того, как будут найдены все Золотые Канохи, нам явятся Тоа Каита… Но я понятия не имею, что все это значит.»

г 		 J	^ 1
fcr^rá	
^	 ■ Hi-Tl.,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое


Любопытно то, что Тоа Каита «должны явиться» именно после сбора Золотых Масок. Золотые Маски влияют на это? Они позволяют Каите работать? Они позволяют открывать двери в Мангайю? К сожалению, у нас слишком мало данных об этом. Может быть старичок Матау подразумевал не связь масок и Каита, а просто последовательность событий… Но я понятия не имею, что все это значит.

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

Но не Матау единым. Еще один персонаж, который может поделиться с нами интересной информацией о Каита — это Турага Ную. Вообще образ всего Ко-Коро в игре крайне загадочен и интересен с точки зрения лора. Вспомните о том, что Великие Папа и Ранги гипотетически участвовали в основании Та-Коро, а также о том, что, по словам одинокого торговца из По-Коро, Тропа Пророчеств была создана какими-то «древними скульпторами» (До 
 2002-го года разумеется. Хафу не даст соврать):

«По-Вахи — это… ну, сказать особо нечего, тут в основном песок… много песка. Ещё здесь есть каньоны, там отличный вид, можете взглянуть, если не получите солнечный удар и не попадётесь Рахи… А ещё Тропа Пророчеств, её сделали древние скульпторы.»

Примерно та же история с Санктумом, этим огромным храмом, надписи которого Турага и Ко-Коране день и ночь пытаются 
расшифровать, проводя все время в медитации. Я бы высказал предположение, что пророчества Санктума сформулированы Турагой Ную, которого служитель Джаа называл «Пророком». Не думаю, что это было прописано в Библии, но это вполне могло быть авторской идеей TemplarGames, которые хотели развить идею Турага, получавших большие знания в процессе медитации. Сама концепция племени отшельников, пытающихся найти связь с космосом, как бы намекает, что все здесь не так просто…

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

Но вернемся к Тураге Ную. Что он нам расскажет? Спросите у его переводчика Маторо о будущем, и он ответит следующее:

«Ную говорит, что ждал тебя, очень долго. Твоя роль в судьбе Мата Нуи гораздо больше, чем ты думаешь. Мата Нуи спит, но ты, как и Тоа, станешь вестником его пробуждения. […] Тоа объединятся и найдут больше силы в слиянии. Они объединят свои навыки, свои знания, свою волю, чтобы стать Мудростью и Доблестью, именуемыми в пророчестве Ваируха и Акамаи. В этих формах они — Тоа Каита. Наконец, Тоа Каита бросят вызов Макуте. […] Ную говорит, что ты должен это понять. Там, где есть созидание, есть и разрушение. В разрушении — перерождение. Нет такой вещи, как пустота. Все находится в движении.»

Как видите, благодаря расшифровке сотен пророчеств и медитации, Турага Ную смог обрести гораздо больше знаний, чем кто-либо из Тураг. Любопытно также и то, что он единственный, кто говорит на каком-то странном и непонятном языке. Грег, конечно, нам придумал другие объяснения в серии книг «Приключения», но, если связывать этот язык с образом мудреца и отшельника, это отлично работает на просветленного Турагу, находящегося с самими Великими на одной волне.
И хотя Макута оспорил бы утверждение Ную о том, что «нет никакой пустоты», в целом это очередное вплетении идеи Каита в дихотомию созидания и разрушения, что приятно.

Первоначальные Акамаи и Ваируха


Еще одной интересной частью концепции Каита является тот факт, что первоначально они имели несколько отличий по сравнению с тем, что мы увидели в самом конце 2001-го. К примеру, имена – Тоа Каита Доблести звали Ваируха, а Тоа Каита Мудрости – Акамаи. Об этом мы узнаем из описания набора PowerPack на официальном сайте Бионикл. Более того, такой вариант значительно логичнее итогового по одной простой причине:

Akamai – гавайское слово, означающее «ум, мудрость»;
Wairua – маорийское слово, означающее «дух, душа» (да, к его значению можно придраться, но стоит учитывать, что Свиннертон мог заимствовать слова и по принципу нравится/не нравится, тем более что значение приближенно к «силе духа»).
,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

Для чего создатели поменяли местами их имена – для меня не совсем ясно. Еще одной особенностью ранних Каита является то, что Тоа Каита Доблести Ваируха носил серебряную маску (по этой же причине она хромированная в наборе). У меня создается впечатление, что первоначально серебряные маски должны были носить оба Тоа Каита, а не только один из них. В этом есть своя логика, серебряный – нейтральный цвет для масок в мире Бионикл. Когда три Тоа объединяются в одного – маска не отдает предпочтения ни одному из участников Каиты, теряет цвет и становится снова серебряной. Также это было бы довольно логичным шагом, чтобы отличать маски от Золотой Канохи у одного из Тоа Каита. По какой причине один из них остался носить золотую, а у второго – она стала серебряной?

Пери обнаружила, что имена Акамаи и Ваируха поменяли местами и в  ранней версии одной из катсцен MNOG. Довольно забавно, что в ней оба Тоа Каита носят Золотые Маски. Быть может хромированная Хау из набора изображала собой блестящее золото? Еще один интересный факт: в ранней версии сценария Ваируха упоминается в женском роде. Просто ошибка? Мы этого не знаем.

Our way lies not together, Wairuha.,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

Еще одним пунктом в тему масок Тоа Каита можно считать окончание 
. Когда Макута нарушает связь Каита, Тоа возвращаются в прежнее состояние… Но уже в обычных цветных масках, а не золотых, как до спуска в Мангайю. Что это, ошибка разработчиков? Большинство справедливо склоняется к этому варианту, хотя у меня также есть еще одно более запутанное предположение.

UNBOXING THE LEGEND
STATUS:
EXHIBIT 012
Toa/Bohrok mask visual with hive pattern
BiON/IC
EXHIBIT 013
Bohrok launch VHS-cassette cover

TUR AG A FILE,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

Если мы посмотрим на медиа 2002-го, то обратим внимание, что во многих случаях Тоа изображаются в своих обычных масках, а не золотых. С одной стороны, это вполне законно можно считать маркетинговым ходом, не имеющим никакого отношение к сюжету, ведь покупатель привык видеть своих героев без золотых масок. Но если мы откроем стайлгайд и покопаемся в psd-файлах за первое полугодие 2002-го, то обнаружим, что во многих случаях, золотая маска является отдельным слоем, наложенным поверх рендера Тоа с его обычной цветной маской. Это очень странно, т.к. было бы гораздо проще обрабатывать сразу рендер с золотой маской, как они это сделали в файлах второго полугодия. Выходит, что золотые рендеры добавили позже. Также, все эти изображения без золотых масок попали в 
 (к слову, также созданное Templar Games). Создается впечатление, что «сохранение» Тоа своих Золотых Канохи в последующей истории – это более позднее добавление, и Тоа должны были потерять свои золотые маски после распада Каита.

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

Тем более об этом говорит 
, в которое попал кадр битвы с Макутой. Там Тоа тоже носят свои привычные цветные маски. Очень загадочная история, но как мне кажется, доля истины во всем этом все же есть. Быть может, Золотые Канохи были нужны только для формирования Каиты, но затем разработчики посчитали правильным не обесценивать коллекционный предмет прошлого года, чтобы класть золотые маски в пакетики с Кранами?

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

Парадокс Тохунга Нуи

Что-ж, это моя нелюбимая часть статьи, но игнорировать ее попросту нельзя. Все мы помним небольшой промо-комикс 2001-го года, который бесплатно выдавался в сети ресторанов быстрого питания Макдональдс. По сюжету там происходит ровно то, что я опровергал всю статью. Шестеро случайных Тохунга просто сильно захотели и стали большим сильным Тохунга. Ни комнат, ни камней, ни особых знаний и просветлений. Они просто берут, и делают это.

,Brick Brickolson,Хроники MNOG,Bionicle,Лего,Lego, LEGO,,длиннопост,Mata Nui Online Game,удалённое

И это действительно странно. Столько информации, столько загадок, катсцены двух игр, ничего не знающие о том, как работает Каита, Турага. А шестеро деревенщин все прекрасно знают и активно практикуют против первого попавшегося Нуи-Джага. Можно ли считать промо-комикс из Макдональдса неканоничным в отношении сюжетной библии? Возможно, в конце концов им нужно было просто прорекламировать эту фишку с пререстраиванием конструктора. А всяческие комнаты и лор сильно бы запутали. Но разве можем мы говорить об этом с такой уверенностью? Пожалуй, будет легче признать, что дыры бывают не только в каноне 2004-2010…

Ретконы? Ретконы!

Оригинальная библия Бионикл славится тем, что в ней есть довольно много интересных деталей лора, которые создатели комиксов, книг, компьютерных и настольных игр и прочего медиа могут брать за основу и использовать в разработке. Однако далеко не все детали мира попали в «сюжетно-ориентированные» медиа (комиксы, MNOG), но попали в более «визуально-ориентированные и интерактивные» (карточная игра, CD-диски, рекламные арты), из-за чего для многих они остались нераскрытыми и неясными, как это вышло, например, с Турага-Нуи или храмами Кини.
Вопреки всем различиям между 2001-2003 и 2004-2010, Каита обеих трактовок отличаются не так уж и сильно. Это все еще очень забавный способ рекламы игрушек, который попытались вписать в сюжет. В какой-то степени это даже несколько умилительно, хоть у рушит серьезный тон, задаваемый медиа 2001-го года, напоминая нам о том, что мы все еще имеем дело с цветными коллекционными роботами под лозунгом «собери их всех». С другой стороны, все эти загадки и намеки на «первоначальный лор» крайне интересно находить и проверять, постоянно заходя в любимую игру и разбирая ее на запчасти. Вы ведь тоже этим промышляете, надеюсь?

P.S.
Снимаю шляпу перед Templar Games, они довольно забавно постебались над образом Каита этим своим SPIRIT OF WISDOM, HEAR ME! I — AM — WAIRUHA! Не знаю почему, но я постоянно на этом моменте игры кричу в голос.

Взято и отредактировано с разрешения автора отсюда