Общие в некоторых местах создатели, включая гемдизайнера. По геймплею действительно схожи(и в плане управления, и в плане подхода к балансу юнитов и экономике), но в ЕЕ больше различных механник: типо магии пророков, областей построек(хилл лечебки, увеличение морали от цц, храм и универ тоже какие-то области давали, не помню уже), ресов больше - еда метал, камень, дерево, золото, возможность составлять собственный лист бонусов цивы, ну и куда без слона 14(+1 в аддоне) эпох против 4. По моему она местами даже перегружена лишними деталями. АоЕ лучше смотрится как соревновательная игра, в ней ВСЕ лучше сбалансировано. Но если именно для себя поиграть ЕЕ гут: кампании веселее и по моему скромному в ней так же лучше редактор карт/сценариев - функций настройки больше, объектов больше, скрипты писать легче, встроенных дизайнов ландшафта больше итд. Единственное на современных системах она ведет себя неадекватно, по крайней мере у меня нормально запустить не получилось.
Ухх, помню как в юные года в редакторе ЕЕ пытался Солнечную систему целиком забабахать, вплоть до Плутона. И чтоб по ней разные звёздные крейсеры летали и воевали друг с другом.
Отличный комментарий!