Храмовый комплекс Гёбекли-Тепе

       Это древнейшее из самых крупных мегалитических сооружений в мире расположено на Армянском нагорье в Турции. Концентрические постройки, каменные монолитные колонны, рельефы хищных зверей. . . Никто бы не удивился, если бы комплекс был воздвигнут, скажем, 4 тысячи лет назад. Но его возраст составляет не менее 12 тысяч лет! Он на целых 8 тысяч лет древнее Стоунхенджа. А главное - невозможно понять, как столь грандиозное храмовое сооружение было построено в эпоху примитивного сообщества охотников и собирателей?
       Во-первых,для таких работ требовалось большое количество людей, определенная социальная иерархия и разделение труда. Во-вторых, сама религия должна была появиться гораздо позже. Так или иначе, раскопки займут еще не один десяток лет и, возможно, прольют свет на раннюю историю человечества. Пока же вопросов больше,чем ответов.

       Гёбекли-Тепе
       Гёбекли-Тепе (тур. Gobekli Tepe — «Пузатый холм», известный также как «Пупочный холм») — храмовый комплекс, в 15 километрах к северо-востоку от города Шанлыурфа, в 2,5 километрах от деревни Оренджик (Orencik) на юго-востоке Турции. Является древнейшим из крупнейших мегалитических сооружений в мире. Его возраст составляет не менее 12000 лет, ориентировочно датируется по меньшей мере IX тысячелетием до нашей эры, согласно геомагнитным исследованиям, проведенным в 2003 г. Представляет собой круглой формы сооружения (концентрические окружности), число которых доходит до 20. Поверхность некоторых колонн покрыта рельефами. Комплекс был преднамеренно засыпан песком в VIII тысячелетии до н. э. Долгое время (9,5 тысяч лет) был скрыт под холмом Гёбекли-Тепе высотой около 15 метров и диаметром около 300 метров. Археологические находки в Гёбекли-Тепе и Невалы-Чори революционным образом изменили представления о раннем неолите Ближнего Востока и Евразии в целом.

       Открытие
       Гёбекли-Тепе был уже в начале 1960х годов известен археологам, но его истинная значимость долго оставалась неясной. Американский археолог Петер Бенедикт (англ. Peter Benedict) предполагал, что под ним находится кладбище византийской эпохи. С 1994 г раскопки и исследования проводятся стамбульским отделением Немецкого археологического института (нем. Deutsche Archaologische Institut, DAI) в сотрудничестве с музеем Шанлыурфа (§anliurfa) под руководством Клауса Шмидта (англ. Klaus Schmidt). Шмидт уже по виду камней, найденных на поверхности, счел, что это стоянка каменного века. Задолго до начала раскопок, холм использовался местными земледельцами, которые вытаскивали мешающие им каменные блоки и складывали их в кучи или засыпали слоями земли. Археологи установили, что известный холм не мог образоваться естественным путем, и вскоре обнаружили среди камней Т-образные колонны со следами стесаных рисунков.

                                                                              Начало раскопок.

       Храмовый комплекс
       На сегодняшний день храмы Гёбекли-Тепе представляют собой древнейшие культовые сооружения. Их строительство началось еще в мезолите и продолжалось несколько тысяч лет.
       Археологический комплекс состоит из трёх основных слоев, которые относятся к эпохе неолита. Древнейшим является слой III, относящийся к культуре PPNA. В древнейшем слое (слой III) найдены монолитные колонны до 3 м в высоту, соединенные стенами из необработанного камня в округлую или овальную в плане постройку. Аналогичные колонны устанавливали в центре сооружения. Полы из обожженного известняка с низкими каменными скамьями вдоль стен. Кроме того, в храме устанавливали скульптуры кабанов и лис. Всего вскрыто четыре таких сооружения диаметром от 10 до 30 м. По данным геофизических исследований, в недрах холма скрыто еще 16 таких сооружений. Камень добывали поблизости, выламывая его при помощи каменных клиньев. В каменоломнях найдено несколько незаконченных колонн, длина которых достигала 9 метров.
       Слой II соответствует периоду PPNB (7500 — 6000 лет до н. э.). В эту эпоху над засыпанными древнейшими сооружениями были построены четырехугольные залы с полами из полированного известняка. Верхние слои повреждены выветриванием и позднейшим земледелием.

,Наука,Космос, физика, биология, астрономия.,разное,Археология

                                                                    Раскопки позднего времени.

       Колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм. Они не могут быть системой письма, но отражают общеупотребительные сакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических культур. Среди узнаваемых изображений — львы, быки, кабаны, лисы, газели, змеи и другие рептилии, насекомые, паукообразные, птицы, чаще всего грифы и водоплавающие. Изображения грифов связывают с особенностью местного культа; предполагается, что мертвых не хоронили, а оставляли на съедение грифам (позже это было принято у огнепоклонников), а их головы отделяли от туловища и хранили как предмет культа предков (как в предшествующей натуфийской культуре). Изображений человека немного, среди них — изображение обезглавленного тела, окруженного грифами. На Т-образных колоннах имеются также изображения рук, возможно, обозначающих людей.
       В храмах найдено множество кремневых артефактов (преимущественно наконечники стрел и скребла), а также кости животных. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших за сотни километров от него. Здесь происходили ритуальные фиесты и, возможно, жертвоприношения. Тем не менее, при храме постоянно жило некоторое количество служителей культа.
       Хотя комплекс формально относится к культуре PPNA, в нем не найдено следов одомашненных животных или растений. В то же время, по данным генетических исследований, одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Карачадаг (Karacadag) в 30 км от Гёбекли-Тепе. Предполагается, что культ Гёбекли-Тепе играл ключевую роль в возникновении земледелия.

       Хронологический контекст
       Все заключения относительно храмового комплекса Гёбекли-Тепе пока носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5% его территории.Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Шмидт планирует оставить большую часть комплекса нетронутым, сохранив его ученым будущих поколений (когда археологические методы, предположительно должны стать более совершенными).
       Датировка исследованной части относит конец слоя III к IX тысячелетию до н. э., а его начало — к XI тысячелетию до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII—IX тысячелетиям до н. э.
       Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после 9тыс. лет до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой 10—20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек. На самом деле некоторые колонны весят до 50 т, поэтому людей нужно было еще больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей.Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов . В таком случае, само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.
       В начале VIII тысячелетия до н. э. храмовый комплекс Гёбекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан под 300—500 м3 земли. Кем и почему это было сделано, неизвестно. Можно только предположить, что после своеобразной «коммунистической» революции в соседнем неолитическом поселении Чайоню окрестное население таким образом «похоронило» свои прежние верования и идеологию.

       Интересные факты
       В 2010 г. с места раскопок была украдена стела с рельефами человеческой головы в верхней части и животного в нижней. После этого происшествия вход посторонних на место раскопок стал ограничен. В настоящее время предполагается открыть памятник для посещения туристов.