sfw
nsfw
Сегодня увидел похоронные ритуалы у местных жителей. Караван остановился около невзрачной башенки и с одного из верблюдов сняли узелок, оказавшийся при ближайшем рассмотрении чьим-то телом. Я даже не знал, что они всю дорогу везли с собой покойника, видимо место захоронения сильно играет роль.
Вышли завернутые в черное и белое фигуры, приняли мертвеца и ушли к куче камней хоронить его. Сам сверток с телом весь усеян амулетами и узелками, чтобы мертвого не тревожили после смерти жиньи или духи не погребенных, пытающиеся занять чужую могилу. Глава каравана объявил привал на пять дней, в конце которого они явятся на могильник, чтобы узнать: все ли у покойника в порядке на той стороне. Меня пригласили посмотреть, но предупредили, что говорить во время этого действа ни в коем случае нельзя, иначе мертвец якобы украдет мой голос. Ну я в любом случае говорить не собирался, только снимать.
Камни вокруг могил называются "кошти" - языки мертвых. Тонкие менгиры ростом выше человека с пропиленными в них отверстиями. Когда сквозь камень дует ветер, то он издает гул и свист, а располагать такие камни в правильном порядке это вообще передающееся по наследству тайное знание живущих у кладбищ семейств. Находящийся в круге шаман трактует по звукам волю мертвых, прислушиваясь к мелодии которую ветер выдувает в камне.
Надо будет попробовать записать эти звуки, надеюсь аппаратура сможет уловить.
,Джо Кукан,Joe Duncan,artist,Байтырки
Адирмизидский ритуал разговора с мертвыми сегодня добавился к моим записям. Уюйти настаивала, чтобы я туда не ходил, байтырку не особо любят соприкасаться с миром мертвых и другим не советуют. Но ничего особого не произошло. Шаман раскачивался и завывал, пока остальные звенели маленькими четками и украшениями. Ветер, вторя шаману, свистел сквозь каменные столбы вокруг нас. Звук конечно своеобразный, даже мурашки немного от него пошли нехорошие. Словно хор флейтистов-астматиков задыхаясь пытается выдуть из инструмента некую мелодию. Непрекращающееся ощущение, что кто-то за спиной стоит и дышит.
В машине еще раз прослушал запись, интересно ведь, что там могло поймать. При определенной обработке и правда непонятный такой шепоток проскальзывает, сначала подумал, что кто-то из местных шептал, а затем услышал странное. Даже не знаю, может я один это на записи слышу и то игра воображения, но я прокрутил для уверенности несколько раз - в одном моменте словно женский голос говорит по русски "у меня все хорошо". Сам я молчал, да и в языке караванщиков схожих фраз не слышал, даже по звучанию. Знать бы, к чему это.
,Джо Кукан,Joe Duncan,artist,Байтырки
День четыреста сорок второй. Караван довел меня до города Касар-Итаи, что в переводе с местного значит "стоящий под солнцем" или "возведенный под солнцем". Настоящий большой город, резко контрастирует со всеми поселениями и монастырями виденными мной ранее. Высокие стены, защищающие непонятно от кого, осыпавшиеся местами барельефы, многоэтажные дома. Такого я, признаюсь, не ожидал. Как давно он был построен?
Пройдя сквозь ворота мое первое впечатление немного померкло. Все выглядит по-настоящему древним: следы ремонта, куски старых зданий на улицах, поверх которых были возведены новые. Жителей явно меньше, чем могли бы вместить все жилища. Одна из вовсе обвалившихся стен переделана во что-то приземистое и неказистое. Мой проводник объяснил, что городу больше трех тысяч лет и перестраивался он шесть раз. Жить в нем большая часть современных адирмизиди не видят смысла, рассыпаясь по пустыне маленькими группами. Это, скорее, памятник, хотя и функционирующий как резиденция нынешней царицы.
К царице меня обязательно пригласят, что немного волнительно. Кто его знает, какой я обычай нарушу или что не так скажу. Хоть обещали показать как себя вести.
,Джо Кукан,Joe Duncan,artist,Байтырки
Вполне приятный городок. Деревья везде, колодцы, домики стоят так, чтобы образовывать тенистые дворики. Местные ходят, оборачиваются на меня, а я на них, одежду и украшения уже устал фотографировать.
Еще и жара стоит практически вечная, изредка лишь слабеет, но я так и не понял в какие промежутки лучше выходить. Хорошо хоть в домах прохладно, постоянно по комнатам приятный сквозняк гуляет.
Наткнулся пару раз на странных львов, только грива у них больше с подбородка висит а не на макушке, и морды странные. Местные им специально расчесывают шерсть так, чтоб на человека смахивали, жуть. Даже шапки делают и ожерелья. А так, кошка вроде как кошка, большая только и бородатая.
,Джо Кукан,Joe Duncan,artist,Байтырки
День четыреста шестьдесят третий. Обещали прием у местной царицы, да только что-то тянут и тянут. Ну да ладно, небось занятая персона, не до гостей из других миров. Хотя мне намекнули, что я тут не первый, но последние несколько сотен лет пришельцев у них не было, могли бы как-то и посильнее удивиться что-ли.
Попал на местный праздник - Шулех-мена, переводится то ли как просьба шакалу, то ли прошение у шакалов. Местное божество, само собой хитрое и зловредное, у которого просят вернуть солнце. Судя по масштабам праздника, где все жители города одеваются как разные животные и ходят за фигурами шакалов, распевая им песни, они таки допросились, теперь солнце вовсе не заходит. Само собой шакал тут не при делах, небось вся хитрость в странном городе, который стоит под огромным черепом, зажавшим в челюстях солнце. Хочется уже отправиться туда, но царицу игнорировать, как мне думается, было бы оскорбительно. Пошлют еще кого вдогонку.
Уюйти на праздник не пошла, говорит у них в это же время совсем другое событие происходит в степях и горах. Отмечают они его закрывшись дома и бормоча молитвы пирамидам. Ну это-то мне уже не шибко было интересно.
Сам торжество дюже масштабное, со всех окраин приехали разные семейства, кто живет вне города. Колотят и визжат инструменты, тканей разноцветных развесили везде, какие-то красители порошковые бросают с крыш на толпу: синие, зеленые, фиолетовые. Пришлось даже в небольшой проулок отскочить, все записать спокойно, чтоб под руку никто не толкался.
,Джо Кукан,Joe Duncan,artist,Байтырки
Все тот же праздник Шулех-мена. Сидел себе в переулке, потихоньку записывал наблюдения в журнал, как выключился свет. Я даже не могу это иначе назвать. Когда наступает затмение, то все смеркается постепенно, есть какой-то переход от света к темноте. А тут раз - и темно, хоть глаз выколи. Сначала мысль мелькнула, что с головой что-то, мол ослеп от солнечного удара.
Толпа на главных улицах взбесновалась еще пуще прежнего, такой грохот подняли и звон, такой вой и рык, что в очередной раз напомнил себе - я в стране дикарей. Спустя минуту тут и там зажглись таки слабые огни, а празднующие пошли по улицам мимо меня кривляясь, истерично визжа и хохоча, крутя масками и сутуля спины. В переулке сжался, подальше от потока тел, как бы не задавили меня вообще. Толком ничего не видно, за столько месяцев на солнце уже и отвык видеть в полутьме, различаю одни силуэты.
Так продолжалось минут шесть-семь. Рассвело не резко, как опускалась темнота, а будто кто-то растопил их местное светило за секунд десять в полную силу.
Все сразу по домам расходиться начали, столы себе приготовили праздничные еще с самого "утра". Один я в переулке как вкопанный стоял и думал, что надо было на небо посмотреть, какие там созвездия можно было различить. Эх, вроде и понимал о чем праздник будет, но такой буквальности не ожидал.
,Джо Кукан,Joe Duncan,artist,Байтырки
Наконец-то попал на прием к царице, проводили меня во дворец. После огромного вождя байтырку, встреченного мной в степях Монголии, я уже не сильно удивился ее росту. Разве что телосложение какое-то странное, что-то тревожащее было в том, что угадывалось под шелками. Они тут чем царственнее, тем меньше на людей чтоль похожи? Но больше удивило то, что царская особа сидела в импровизированной кузнице, установленной посреди большого зала, и работала там над какими-то деталями до моего прихода. Подумалось сперва, что дела у них тут что-ли так плохи, что монарх сидит подрабатывает.
Говорили со мной много, интересовалась эта гражданка кем я у себя на родине являюсь, зачем путешествую и куда направляюсь. Ревниво и аккуратно выведала мои впечатления о городе и местных, сильно не лукавил я конечно, но постарался ниче лишнего не ляпнуть. Мало ли, насколько она обидчивой окажется. Самому вопросы задавать запретили еще на входе, а жаль, но такие тут беседы с власть имущими.
Спросила еще, являюсь ли я носителем грамоты и хотел бы обучить ей тут всех. Я аж поперхнулся, совсем не улыбалось еще и азбуку местным преподавать, мне через полтора года свалить бы уже. Еле отбрехался, что к педагогике у меня ни желания ни таланта, но царицу этот ответ отчего-то очень даже устроил. Дальнейший интерес к оставшейся беседе словно сразу потеряла, недолго я там после этого пробыл.
Эдирхи, глава каравана с которым я сюда прибыл, сопровождал меня всю дорогу. Уже снаружи решил я поинтересоваться, почему у них царица работает с металлом? Оказалось, что в загробный мир местные забирают с собой только то, что сделали своими руками во время жизни. Знать у них всю жизнь под надзором мастеров да учителей себе клепают одежку да застежку на тот свет. Список вещей там довольно длинный выходит небось.
А еще сказал, что если бы я хотел грамоте всех обучать, то голову бы с плеч сняли. Священное правило у них, что записывать историю может лишь высокородный. Метра четыре видать высокородность нужна, мда. Гостеприимные они тут, ничего не скажешь, сваливать теперь думаю, пока еще какие-нибудь правила не вскрылись внезапно.
,Джо Кукан,Joe Duncan,artist,Байтырки
НАЧАТЬ МОЖНО В ЛЮБОМ . ВОЗМСТЕ м
ТОГДА НЕ БУДЕМ ТОРОПИТЬСЯ,лень,мотиватор

Отличный комментарий!

тогда боюсь ты возможно не доживёшь
тогда вообще можно не начинать