Джеймс Бонд как символическая гибель западного мужчины
Договоримся сразу, что мы не будем кривляться и выпендриваться. И вы знаете, и я знаю, да и все вокруг нас знают, что вымышленный агент британской разведки Джеймс Бонд — это самое настоящее культурное явление. Спорить с этим утверждением — не очень умная затея. Всё слишком очевидно.
Самый строгий судья, само время собственной персоной, доказало живучесть и востребованность этого образа. Уже шесть десятков лет снимаются и, судя по всему, продолжат сниматься, фильмы об этом человеке. Подавляющее большинство народа (если не все поголовно), причастного к созданию первого фильма под названием «Доктор Но», уже почили в бозе, а плод их труда всё ещё живёт. И фильмы эти всё ещё смотрятся обычными людьми, и хитроумные дельцы, как и прежде, продолжают зарабатывать на них деньги, и пустопорожние актёры и актрисы продолжают раскручивать на этих фильмах свои красивые и глупые лица.
Нужны ли другие доказательства? Не думаю. Пройденное испытание огнём времени не оставляет ни малейших оснований для наших с вами сомнений.
У агента 007 две ипостаси.
Первая ипостась — это вроде как человек, хотя Бонд вообще никакой не человек. Это самое настоящее сверхъестественное и, я бы даже сказал, сверхчеловеческое существо. Он не способен умереть, он не способен покалечиться, он не способен проиграть. Да что там говорить, если все силы киношного зла не способны ему даже фингал под глазом поставить! Бонд — это современный мифический продукт навроде языческого бога, такого, знаете, с большими мускулистыми руками, раздутым от всяческих возлияний и излишеств животом, оскаленным клыкастым и кровожадным ртом, а также, не будем об этом забывать, с огромным эрегированным пенисом.
Однако, в отличие от всего современного пантеона языческих божественных персонажей, он не носит шлем с резиновыми ушами или, скажем, красные плавки поверх голубых рейтуз. Он одевается так, как одевается человек. Он похож на человека больше других супергероев ещё и тем, что он не стреляет паутиной из запястий и не умеет летать без помощи технических устройств. Это человеческий супергерой. И в этом его особенность, «фича», так сказать. Он не плод эксперимента или несчастного случая. Он обычный человек, который может всё. Вернее, он самое похожее на человека супранатуральное существо.
Вторая ипостась Бонда намного серьёзнее. Именно из-за неё образ агента 007 настолько популярен и живуч. Любой человек, который хоть на секунду задумается об истинном смысловом наполнении Джеймса Бонда, не сможет не прийти к выводу, что в нём были воплощены все представления западного мужчины о самом себе. Это как бы зеркало, в котором западный мужчина смотрится наиболее удачно, это словно отфильтрованный от быта и от повседневности настоящий «достигатор». Это смелый покоритель и отважный захватчик. Он всегда готов всё поставить на карту и даже погибнуть, если надо, только бы добиться своей цели. Настоящий западный мужчина.
Он хочет, и он может. У него есть цель, и он её достигнет. У него есть конкурент, и этот конкурент проиграет. У него есть желание убить, и он убьёт безнаказанно. У него есть сексуальное вожделение к какой-то женщине, и он получит ту женщину, которую желает. У него есть охота что-то заполучить, украсть или отобрать, и он это получит, украдёт и заберёт. У него есть желание что-то разрушить, и он взорвёт, сожжёт, утопит и раскрошит это, никого не спрашивая. У него есть желание нарушать законы, человеческие ли, нравственные ли, или вообще законы физики, он их нарушит бестрепетно и хладнокровно. Говоря проще, Джеймс Бонд — это человек, который «умеет в успешный успех». Так сказать, «белокурая бестия» в своём максимально неприличном виде.
Популярная массовая культура не может быть чем-то иным, кроме как отражением реальности. Иначе ей ни за что не стать массовой, иначе ей ни за что не стать популярной. Если культурный продукт не имеет взаимосвязей с действительностью, то ему суждено кануть в небытие. Если процесс узнавания и припоминания не начинается у обывателя при контакте с кинопроизведением, то у него начинается самое натуральное отторжение. Если обыватель не видит себя в фильме, словно бы на групповой фотографии класса, то ему не интересен такой фильм. Западный мужчина видит себя в Джеймсе Бонде, и мы это прекрасно понимаем.
Так вот, я утверждаю, что западный мужчина умер. Об этом нам говорят не только исследования института Гэллапа, которые демонстрируют просто чудовищно низкие процентные показатели западноевропейских мужчин, готовых умереть за свою страну. О смерти западного настоящего мужчины нам буквально кричат, а не говорят невероятно популярные фильмы о Джеймсе Бонде «Координаты “Скайфолл”» и «Не время умирать».
Просто присмотритесь, и вы сами это увидите…
В фильме «Координаты “Скайфолл”» Джеймса Бонда убивают в первый раз. Его убивает чёрная женщина по приказу другой женщины. Он отпет и оплакан, в некрологе его назвали «образцом британской стойкости», и этот «образец» действительно умер. Тот, кто «воскрес» взамен Бонда, был уже кем-то иным.
Та женщина, которая нажимала на спусковой крючок, по идее должна была бы быть безнадёжно и восхищённо влюблённой в Джеймса. Но она стала другой. Отныне Бонд ей безразличен, и теперь это он бессильно и безрезультатно добивается её любви и расположения. Отныне она самовлюблённая и бессердечная и ни в малейшей степени не раскаивается в своём выстреле и не испытывает ни малейшего сочувствия к физическим и духовным страданиям Бонда. Один акт любви, который мы видим в этом фильме, выглядит как подачка.
Бонд больше не способен сводить женщин с ума. Как и западный мужчина.
После этого рокового выстрела Бонд превращается в свою тень. Его алкоголизм уже не выглядит как роскошный декаданс, он превращается в обычного пьяницу, похожего на персонажа по имени Степан из телесериала «Осторожно, модерн!» Его женщина уже не похожа на какую-то фам фаталь, отнюдь, это просто банальная безымянная не очень красивая потная брюнетка, с которой он как-то по-бомжатски совокупляется в каком-то сарае. Он оторван от своей работы и больше не решает судьбы мира. Его квартиру продали с аукциона, то есть он лишён даже жилья. У него нет наследников. Он — оторванный ломоть.
Когда он возвращается на службу, все вокруг прекрасно понимают, что он больше ни на что не годен. Он ослаб физически, его чудовищная первобытная телесная сила куда-то испарилась. Он утратил всякие профессиональные навыки, и теперь он не может даже попасть в мишень. Он утратил всяческую психическую устойчивость, он заявляет, что знает всё о страхе, то есть он начал бояться, он ненавидит злой слабосильной ненавистью, он обидчив и истеричен. Никто, кроме М, не верит ни в него самого, ни в его способности.
Сделаем вывод: Бонд искалечен и он больше не являет собой бессмертное, сильное и весёлое существо. Это сломленный, умирающий бог-калека.
О ненужности агента с двумя нулями говорит и молодой гений Q. Он утверждает, что он, сидя в пижаме, может доставить злодеям больше хлопот, чем бегающий и стреляющий Бонд. Об этом же говорят представители власти, считающие программу «два нуля» рудиментом прошлого в наш век видеокамер и «больших данных». Об этом же говорит и злодей, который утверждает, что может разорять корпорации и устраивать революции при помощи серверов, которые установлены на его острове. Об этом же говорит и будущий М прошлой М, он говорит ей о динозаврах и о том, что им пора-де давно достойно уйти на покой. Этот рефрен звучит весь фильм. Бонд — прошлое. Бонд, как и скрипач, больше не нужен.
Чувствуете? Вы тоже это ощущаете? Насколько же сильно трансформировалось или, я бы даже сказал, деформировалось на Западе отношение к настоящему мужчине!
Главный злодей Сильва — это символический брат Бонда. Они одного поля ягоды. Он сформирован в той же среде, что и 007. Он служил тем же идеалам, что и Бонд. Он изуродован в китайском плену. Он так же был предан, как и Бонд, своей страной. Он так же ослаблен и изуродован, как и Бонд. Сильва изо всех сил пытается вписаться в новый мир. Он преклоняется перед техникой. Он циничен и беспринципен. Он даже гомосексуален. Но всё это его по-настоящему тяготит. Он хочет умереть, и он очень хочет забрать с собой М.
Финальная схватка со злодеем происходит в том месте, откуда агент 007 и произошёл. Это место, под названием «Падающее небо». Это прошлое Бонда. Его первооснова. Его история. Его «ориджин», если угодно. Но это плохое, старое и прогнившее место. Там никто не живёт, кроме одинокого беспомощного старика. Бонд без малейших колебаний позволяет уничтожить это место. Он позволяет сделать это, говоря: «Никогда не любил этот дом». Прошлое Бонда уничтожено. Да, чёрт возьми, даже его «Астон Мартин» и тот взорван.
У Бонда вообще ничего не осталось позади.
А что М?
М — это женщина. Она выполняет роль символической матери Бонда. Именно она, а никакой не Скайфолл олицетворяет родину Бонда. Именно её считает своею матерью и своей главной мучительницей и главный злодей. Именно она хладнокровно и безжалостно отдаёт приказ об убийстве Бонда. Именно она не менее хладнокровно и не менее безжалостно отдаёт китайцам главного злодея. Именно она погибает в конце фильма от руки своего сына. И гибель этой самой ненастоящей матери по-настоящему превращает Бонда в человека без рода и племени.
Именно в этот момент, находясь в разрушенной церкви, куда уже давно никто не ходит; именно там, держа на руках мёртвую родину и находясь рядом с трупом своего символического брата; именно там, уничтожив всё своё прошлое и искалечив себя, умер и настоящий Джеймс Бонд. Умер окончательно и бесповоротно. А вместе с ним умер и настоящий западный мужчина.
Подытожим…
Настоящий западный мужчина умер, потому что он больше не нужен. Настоящий западный мужчина умер, потому что он устарел. Настоящий западный мужчина умер, потому что у него нет прошлого и настоящего.
Хорошо ли это для нас? Не знаю. Русский народ, как ни крути, — часть западного мира.
P.S. «Не время умирать» лучше обсудить отдельно.
Алексей Арсентьев,
https://alternatio.org/articles/articles/item/112888-dzheyms-bond-kak-simvolicheskaya-gibel-zapadnogo-muzhchiny
Бонд как воплощение идеального мужчины который в огне не горит и в воде не тонет внезапно обвиняется в токсичной маскулинности и неуважении к женщинам, хотя по моему он обращался в соответствии с их заслугами - если женщина злодейка то мог и руку заломать, а если нет то был обходителен, хотя в Шаровой Молнии были перегибы (наглый поцелуй с героиней Молли Питерс). Так что на мой взгляд на эту гибель западного мужчины в том числе и влияет всякое повесточное мракобесие.