Западная религия как она есть. И почему она не может не есть.
Захотел высказаться относительно некоторых особенностей протестантского мироощущения, но понял, что за рамки коммента явно вылезаю, посему решил изложить сие отдельно.
Итак, во главе Запада, как известно стоят США, а там не просто религия рулит. Там основой мировоззрения является протестантизм. А протестантизм есть штука весьма любопытная.
Дело в том, что важнейший догмат протестантов — вера в предопределение. Бог, ещё в момент сотворения мира предопределил судьбы всех своих творений, и людей в том числе. Судьба каждого человека уже определена, даже если он не родился. И также определено, попадёт он в рай или в ад. Действия самого человека никакой роли не играют. Потому что ни один человек спасения не заслуживает, и те, кто спасутся, спасутся лишь милостию божией. С этим, в общем-то, согласны вообще все христиане, но если у католиков спасение можно заслужить добрыми делами (ну и, конечно, верой и молитвой), а у православных заслужить нельзя, но можно осознать свою греховность и покаяться (а вера и молитва нужны, главным образом, именно для того, чтобы к этому подвести), и всемогущий (могущий спасти всех) и всеблагой (желающий этого) бог искреннюю молитву и покаяние услышит, то у протестантов круг избранных уже определён, и молись не молись, кайся не кайся, благотворительствуй не благотворительствуй, но если определено тебе господом всемогущим гореть в аду — будешь гореть, как миленький.
То есть, из этой первой важнейшей догмы протестантизма вытекает вторая — идея избранничества. Каждый человек либо избран (причём ещё до своего рождения) быть в раю, либо нет, и обречён на адские сковородки (или что у них там?). А протестантский бог своим избранным помогает: даёт им веру в себя любимого и в их избранничество. То есть, если есть у тебя вера в то, что господь любит тебя (именно тебя, а не людей вообще), что он избрал тебя для царствия небесного, как того разбойника, то, значит, ты и в самом деле избранный, и непременно будешь в раю. Как-то так надо понимать тезис Лютера о том, что человек спасается не добрыми делами, а только и единственно верой.
Вообще говоря, все эти измышлизмы – способ найти логически непротиворечивое разрешение проблемы, возникшей при изобретении божества-абсолюта, то есть не просто высшего начала, создателя мира, как было всегда и у всех, а непременно начала всемогущего, всеблагого и всеведущего. В чём тут проблема? А в существовании в мире, созданном этим началом, зла, как некоей вполне реальной силы. Действительно, откуда взялось зло в мире, созданном всемогущим (то есть могущим всё – как не допустить появления зла, так и уничтожить то, что уже появилось), всеблагим (то есть по определению не являющимся источником этого зла ни прямо ни косвенно) и всеведущим (то есть непременно осведомлённом о факте наличия зла) началом? Разумеется, за две тысячи лет существования христианства на эти вопросы были придуманы ответы, в чём-то похожие, в чём-то различающиеся у всех христианских и околохристианских церквей, течений, сект. Это отдельная тема, нас сейчас не интересующая даже боком.
Для нас здесь важно то, что в рамках протестантской доктрины спасение человека, то есть, обретение им царствия небесного, вообще говоря, никак не связано с характером его поступков. Если веришь, что ты избранный (Тук-тук, Нео! Матрица поимела тебя!), и вера эта заполняет тебя всего, значит, быть тебе в райских кущах. Нет в тебе этой веры, сомневаешься в том, что достоин там быть? Ну, ты понял.А как же мораль? А это и есть мораль. Не важно, скольких ты убил или ограбил. Если ты делал это с верой в бога и в своё избранничество – то всё в порядке. Собственно говоря, то, что Лютер повёл свою паству в довольно странном направлении, стали говорить ещё тогда, когда его проповедь только начиналась. И критиковали его именно за моральный релятивизм прежде всего деятели Возрождения. Лорд-канцлер английского королевства Томас Мор так вообще предпочёл остаться добрым католиком (и положить голову на плаху), нежели согласиться с подобными тезисами (и сохранить жизнь, а, возможно, и должность).
Таким образом, мы познакомились с первой частью марлезонского балета.
Будет и вторая. И автором её является не бывший августинский монах Мартин Лютер, а беглый французский проповедник, «женевский Папа» Жан Кальвин. Этот деятель пошёл дальше и довёл лютеранские идеи до логического конца. Бог, очевидно, помогает своим избранным. давая им веру. Но не только. Бог своим избранным помогает в их мирских делах. Ибо каждому определил его мирское призвание. То, чем ты по жизни занят, определил сам господь, а, значит, исполнение своего дела такое же служение ему, как и молитва. Собственно, по мнению Кальвина, жизнь доброго христианина и должна состоять из труда и молитвы (ну и поспать ночью тоже нужно, но Библию перед сном почитать непременно). Зрелища и игрища – суть дьявольские наваждения, всё это кальвинисты сурово осуждали и не допускали у себя. Проснулся – помолился – пошёл зарабатывать деньги – вернулся, помолился – уснул (или умер, но это в конце). Обычай в протестантских странах не вешать шторы на окна тоже оттуда, из кальвинистской Женевы – пресвитеры каждый вечер обходили район, где жила их паства и следили, помолились ли вечером, садясь за стол, почитали ли Библию, после ужина и перед сном. Причём зарабатывание денег у кальвинистов становится самоцелью: роскошь, «красивая жизнь», осуждаются со всею страстью религиозного фанатизма. Деньги поклонник женевских идей должен был зарабатывать не для того, чтобы потом тратить на себя любимого, а для того, чтобы вложить их в своё дело и получить ещё больше денег, чтобы вложить… Ну вы поняли. Самая простая пища, самая невзрачная одежда и самые скромные условия быта прилагаются.
Итак, бог помогает тем кого избрал. Он даёт им веру, а также успех в мирском призвании. И это третий протестантский догмат, у лютеран не декларируемый, но у кальвинистов едва ли не важнейший. Бог даёт избранным успех! Иными словами, если ты вошёл в число тех, кого господь отправит в рай, то успех будет сопутствовать тебе в твоих мирских делах, а, значит, верно и обратное – если ты успешен в своём мирском поприще, то, значит, избран для спасения. Именно отсюда растут ноги у американского культа успешности. Именно поэтому нет ничего страшнее для американца, чем получить клеймо неудачника, «лузера», потому, что неуспешность может свидетельствовать, что бог отвергает тебя, как когда-то Каина с его жертвой и молитвой. Может, конечно и не свидетельствует (ну нельзя же было совсем не оставить лазеек). Например, ты неправильно понял, в чём твоё призвание состоит: проработал всю жизнь клерком средней руки, а надо было пойти в наёмники и вот уж там –то…
Без ясного понимания этой кальвинистской аксиомы невозможно понять «наших американских партнёров». В основании Соединённых Штатов лежит исход из Англии протестантских радикалов-кальвинистов, слишком отмороженных даже по меркам британских англикан и европейских лютеран. Когда отцы-отморозки пилигримы жадно рассматривали с палубы «Майского цветка» очертания бухты Массачусетс, они видели себя избранниками божьими, новым Израилем, приведённым в землю обетованную, которая отдана им на веки вечные. А местные для них если и были людьми, то людьми заведомо отвергнутыми богом, отданными в их власть, как Ханаан Иисусу Навину.
Их представление о собственной исключительности имеет глубоко религиозную природу. И успешность Америки, её господство над миром, подтверждает эту исключительность, поддерживает их веру в бога и в себя, в том, что они избраны самим господом.
Конечно, современные США уже далеко ушли от времён «Мэйфлауэра» и пуритан на его борту. И многое из этих проповедей забылось или было отвергнуто. Потомки тех, кто когда-то был загнан в железные тиски самой правильной и чистой (puros – чистый, если что) веры, уже давно пустились во все тяжкие в стиле незабвенного «грабь, бухай и отдыхай». Но пустились не все. И вера в собственную исключительность тоже ушла не у всех. Во всяком случае, не у тех, кто там правит. Там, помимо «белых англосаксов протестантов» ведь и иудеев хватает, а у них вера в своё избранничество (пусть и иное) тоже – мама не горюй!
И именно поэтому они не могут сейчас проиграть какой-то там России, которая для них отвергнутая самим богом бензоколонка. Ведь если они проиграют, то…
Пошатнётся основа основ – вера в свою избранность. Если они проиграют, значит они могут быть не избраны богом-создателем мира, значит… Даже подумать страшно, что это значит.
«Гитлер был преступник, потому, что проиграл.»
Если американцы проиграют, значит, они не град на холме, не богоизбранный народ, а сборище отморозков, вся история которых состоит из смеси смертных грехов с преступлениями против человечности. Признать такое… Да лучше сразу застрелиться. Ну, или из окошка, с криком «Русские идут»!
Нынешнее столкновение с Россией для них экзистенциально, оно должно подтвердить (или опровергнуть) основу основ их взгляда на мир. Поэтому с ними нельзя договориться и найти компромисс. Потому, что любой компромисс ставит под сомнение их избранность, а, значит, перечёркивает их веру. А без этой веры они просто исчезнут в войне всех против всех. И этим ситуация опасна. Для всего мира. Но рано или поздно, это ведь должно было произойти?