Колода карт с неожиданной историей
Перекинуться в картишки – любимое развлечение нашего дворового детства и перестроечной юности. Замусоленные сотнями рук колоды казались тогда настоящим сокровищем. До сих пор помнятся витиеватые узоры «рубашек», а еще – роскошные наряды карточных королей и дам: кокошники, соболя, жемчуга.
Откуда все это богатство в оформлении советских карт?
Эту знакомую каждому советскому человеку колоду, выполненную под русский стиль, в СССР печатают еще с 1923 года. Кажется удивительным, что в эпоху борьбы с пережитками царизма иллюстраторы обратились к такому сюжету: ведь вместо валетов-пажей можно было изобразить бравых ударников производства, а придворных дам заменить на могучих колхозниц. Однако для колоды были выбраны именно такие образы, и тому есть основания.
Эту знакомую каждому советскому человеку колоду, выполненную под русский стиль, в СССР печатают еще с 1923 года. Кажется удивительным, что в эпоху борьбы с пережитками царизма иллюстраторы обратились к такому сюжету: ведь вместо валетов-пажей можно было изобразить бравых ударников производства, а придворных дам заменить на могучих колхозниц. Однако для колоды были выбраны именно такие образы, и тому есть основания.
Благодаря карточным персонажам мы, сами этого не подозревая, можем прикоснуться к истории. Дело в том, что дизайн колоды «русский стиль» был разработан в 1911 году на немецкой фабрике «Дондорф» по эскизам маскарадных костюмов Императорского бала в Зимнем дворце 11-13 февраля 1903 года. Это был последний придворный бал в истории Российской империи.
Подготовка к балу длилась несколько месяцев. Участники заказывали себе костюмы в духе XVII века: бояр и боярынь, воевод, стольников, пушкарей, сокольничих, посадских людей. Эскизы костюмов выполнял художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные державы: Надежда Петровна Ламанова и Август Бризак, любимый модельер императрицы. Все драгоценности делали самые известные ювелирные дома.
Выпуск первой колоды с таким рисунком был приурочен к особенной дате: она вышла в Петербурге в 1913 году к 300-летию дома Романовых.
Вот так по рисункам на картах мы теперь можем восстановить наряды августейших особ, оценить мастерство лучших придворных портных и проникнуться атмосферой давно канувшей в лету эпохи.
Подготовка к балу длилась несколько месяцев. Участники заказывали себе костюмы в духе XVII века: бояр и боярынь, воевод, стольников, пушкарей, сокольничих, посадских людей. Эскизы костюмов выполнял художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные державы: Надежда Петровна Ламанова и Август Бризак, любимый модельер императрицы. Все драгоценности делали самые известные ювелирные дома.
Выпуск первой колоды с таким рисунком был приурочен к особенной дате: она вышла в Петербурге в 1913 году к 300-летию дома Романовых.
Вот так по рисункам на картах мы теперь можем восстановить наряды августейших особ, оценить мастерство лучших придворных портных и проникнуться атмосферой давно канувшей в лету эпохи.