«Тангейзер» уходит без покаяния
Верующие одолели директора театра и взялись за чиновников
«Тангейзер» проиграл состязание с громкоголосыми ревнителями христианской веры. Директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич уволен. Защитники свободы искусства, считавшие, что эстетические дискуссии не должны происходить в зале суда, получили более тяжкий удар: даже не суд, а кабинет чиновника заменил художественную критику.
В Министерстве культуры ставят в вину Борису Мездричу, что он отказался извиняться перед теми, кого «вольно или невольно» оскорбил покровительством «богохульной» постановке. Но директор театра отказался каяться перед верующими, которые даже не смотрели спектакль. Тем самым словно повторив судьбу самого Тангейзера, который удалился навечно в грот Венеры, потому что папа Римский Урбан поклялся простить его не прежде, чем папский посох даст побеги.
Похоже, Минкультуры предлагает РПЦ своего рода сделку. В ведомстве призвали Новосибирскую митрополию отозвать обращение в прокуратуру относительно оскорбления чувств верующих постановкой оперы. «Вопросы творчества и художественных образов не должны обсуждаться ни на массовых митингах, ни тем более в судах. Призываем руководство Новосибирской епархии отозвать свое обращение в прокуратуру, ведя в дальнейшем дискуссии в формате взаимоуважительного диалога», — сообщила в понедельник пресс-служба Минкультуры.
Тем не менее новость об увольнении Мездрича совпала с митингом православных активистов 29 марта на площади Ленина в Новосибирске, который собрал, по разным подсчетам, от 1 до 3 тыс. единомышленников. Это мероприятие было названо «молитвенным стоянием», но больше походило на политическую акцию. Правда, был совершен молебен организатором собрания настоятелем собора Александра Невского в Новосибирске протоиереем Александром Новопашиным. Однако сам вдохновитель акции митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов), инициатор судебного преследования Мездрича и Кулябина, смешивает понятия. «Некоторые считают, что не нужно участвовать в этом митинге, в молитвенном стоянии — ну, бог им судья. Значит, они не хотят с униженным и оскорбленным Христом стоять рядом у его креста, они хотят показать, что они вместе с распинателями, что они вместе с хулителями и христопродавцами находятся, что им не нужен Христос, что им нужны мир и спокойствие в их жизни», — призвал он в проповеди. Однако сам митрополит не пришел стоять «у креста» вместе с разгневанными христианами Новосибирска. «Отождествить часовое скандирование речевок ненависти в ходе провластного и безопасного топтания на площади с сораспинанием Христу — означает оскорбить христианские чувства (равно как и простое чувство соразмерности) много сильнее любой оперы», — так оценил характер молитвенного стояния на площади Ленина православный публицист и миссионер РПЦ протодиакон Андрей Кураев.
Предположения Кураева оказались верными. Над толпой протестующих развевались флаги политических движений и стяги с георгиевской символикой, а с трибуны звучали требования отставки тех, кто, по мнению, «защитников веры», глумится над святынями и покровительствует «кощунникам». Митинг принял резолюцию, в которой призвал привлечь к ответственности глав областных Департамента культуры, спорта и молодежной политики и Минкультуры. Требуют «принять меры» ни много ни мало президента России Владимира Путина. Чиновники, по мнению участников молитвенного митинга, потакают «извращенцам». Более того, верующие выражают «крайнюю степень возмущения» действиями губернатора и мэра Новосибирска. Они считают, что губернатор не отреагировал на первый митинг против «Тангейзера» 1 марта. Однако на этот раз губернатор Владимир Городецкий поддался давлению: он заявил, что определенные меры будут приняты к региональному Министерству культуры, поскольку его реакция на конфликт была запоздалой.
Новым директором Новосибирского театра оперы и балета стал Владимир Кехман, который на общественных слушаниях в федеральном Министерстве культуры 13 марта сказал, что возмущен постановкой Кулябина «как православный, как еврей». Кехман свой, проверенный человек для Русской православной церкви. В 2006 году он был награжден орденом Преподобного Серафима Саровского за помощь в возрождении Дивеевского монастыря, а в 2013 году принял из рук патриарха Кирилла орден Святого благоверного князя Даниила Московского II степени за финансирование ремонта храма в Петербурге.
Мало кто помнит, но однажды Кехман сам пострадал от обскурантистов. Антисемиты назвали «провокацией» постановку оперы Жака Галеви «Иудейка» в Михайловском театре в Петербурге, которым тогда, как и сейчас, руководил Кехман. При этом авторов постановки тоже критиковали за вольную трактовку оперы, обвиняли в разжигании межрелигиозной вражды. Премьера спектакля 17 февраля 2010 года была сорвана из-за звонка о якобы подложенной в театре бомбе.
А вчера Кехман был представлен труппе Новосибирского театра и объявил, что «Тангейзер» снят с репертуара...
Все случаи последнего времени с «охотой на ведьм» среди деятелей искусства демонстрируют, какой причудливой метаморфозе подверглось представление о сакральном. Показательно заявление главы думского комитета по культуре Станислава Говорухина, сделанное им на заседании нижней палаты парламента 25 марта. Говорухин обсуждает проблему попрания святынь христианства и ислама, но, по сути, говорит о политической благонадежности критиков религиозных лидеров. По его мнению, они подтачивают основы государственности, как перед Февральской революцией 1917 года. Эти основы, столпы — «Церковь и полиция». «Вспомните, кто в русской литературе всегда были самыми отрицательными персонажами: поп да урядник, то есть представитель Церкви и блюститель порядка. Нечто похожее происходит и сегодня», — сказал депутат-режиссер. Оставим в стороне образ продажного милицейского полковника в фильме Говорухина «Ворошиловский стрелок», но своим выступлением думский деятель культуры окончательно доказал, что в головах чиновников перепутались понятия религиозной святыни и политических основ государства.
В России народилась и созревает оригинальная форма государственного культа, в котором смешиваются религиозный консерватизм и патриотическая символика. Симптоматично предложение полпреда главы государства в ЦФО Александра Беглова, который на заседании оргкомитета «Победа» предложил от Вечного огня у стен Кремля зажечь лампады во всех православных храмах страны. «Я не очень понял, что вы сказали по поводу того, чтобы зажечь огонь от Вечного огня, а потом переместить его в храмы», — прокомментировал это предложение Владимир Путин, выступив, таким образом, гарантом не только Конституции, но и здравого смысла. В этой системе ценностей, которую формирует российское чиновничество, антиклерикализм становится равнозначным измене родине.
Комментируя решение Минкультуры в отношении Бориса Мездрича, замглавы администрации президента России Магомедсалам Магомедов заявил: «Надо бы дальше проследить, чтобы на площадках таких важных, общероссийских… были произведения, работающие на сплочение наших людей, на единство нашей страны. Пусть такие произведения ставят, а не те, которые раскалывают общество». Сохранение сплоченности общества на основе нетерпимости к инакомыслию — излюбленный прием власти в последнее время. Механизм был отработан в истории с карикатурами на пророка Мухаммеда минувшей зимой. На митинге в Грозном были православные священники, а в Новосибирске мусульмане «вернули долг» — выступлением исламского деятеля.
Однако это видимое межрелигиозное единство блекнет перед картиной раскола, который проходит по другим линиям напряжения. Защитники «Тангейзера» собираются провести 5 апреля свою акцию «Новосибирск за свободу творчества». Эти активисты уже выступали против клерикалов, когда в городе запрещали концерты зарубежных рок-звезд, так что визави хорошо знают друг друга и приготовились к длительной борьбе. В это время в Москве деятели культуры начали сбор подписей за отставку министра культуры Владимира Мединского. Единства все равно не получается.
На днях глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) в Казани заявил, что «благодаря проповеди мира и согласия религиозным лидерам России в значительной мере удается сдерживать перерастание конфликтов из политической сферы в межконфессиональную». Однако есть опасения, что ценой единения общин в преследовании «пятой колонны» безбожников конфликт из межрелигиозной сферы, напротив, перерастет в сферу политическую.
Андрей Мельников
Источник — http://www.ng.ru/ng_religii/2015-04-01/1_tangeizer.html