Жизнь и творчество Зинаиды Серебряковой.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова — русская и французская художница, одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.
Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года. Детство провела в имении Нескучное в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере — известным скульптором-анималистом, а мать Екатерина Николаевна в молодости была художницей-графиком.
Автопортрет "За туалетом"Когда Зинаиде было полтора года ее отец умирает от туберкулеза. Вместе с детьми Екатерина Лансере переехала в Петербург — к своему отцу. В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902—1903 годах она путешествует по Италии. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза.
В эти годы семья Лансере впервые после долгой жизни в Петербурге посетила Нескучное. Зинаида Серебрякова, привыкшая к строгим городским видам Петербурга, была очарована слельской жизнью и много рисовала. Здесь же художница встретила будущего мужа, а за одно и своего двоюродного брата, Бориса Серебрякова.
Зарисовка тех лет.
Трудность заключения брака была в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников, к тому же Зинаида исповедовала католичество, а Борис православие. После поездок в Белгород и Харьков, многих обращений к духовным властям разногласия все же удалось преодолеть, и 9 сентября 1905 года Зинаида и Борис обвенчались в семейной церкви в Нескучном.
После свадьбы супруги уехали в Париж — там Серебрякова училась в художественной академии Гран-Шомье. После возвращения они поселились в Петербурге.
Борис Серебряков.
Широкую известность Серебряковой принес автопортрет «За туалетом», впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. За автопортретом последовало еще несколько картин. В 1911 году Серебрякова вступила в общество «Мир искусства», но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.
В 1914—1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне», «Жатва», «Беление холста» и другие.
ЖатваМногие знаменитые картины Зинаиды Серебряковой создавались в её мастерской в семейном имении Нескучное. У неё часто гостили творческие звезды тех лет: Константин Сомов, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Анна Ахматова.
В 1914 году Александр Бенуа получил заказ на роспись зала ресторана Казанского вокзала в Москве. Он пригласил Зинаиду Серебрякову для создания серии панно «народы Востока». Представительницы Индии, Японии, Турции и Сиама были представлены в виде обнаженных одалисок. В это же время она работает над так и не законченной картиной на темы славянской мифологии.
Одалиски
Революция
Зинаида встретила революцию в родном имении Нескучном. В декабре 1917 года, в связи с начавшимися грабежами семей помещиков, семья Серебряковых переехала в Змиёв, затем, в начале 1918 года, в Харьков, где 21 марта 1919 года на съёмной квартире в доме по улице Конторской, 25 умер от сыпного тифа муж художницы Борис. Серебрякова осталась с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. В ноябре 1919 года семейное имение Серебряковых было разграблено и сожжено. Из-за отсутствия масляных красок Зинаиде пришлось перейти на уголь и карандаш. В этот период были созданы одни из самых известных групповых портретов детей Серебряковой — «На террасе в Харькове» и «Карточный домик».
Карточный домик.Художница отказалась перейти на популярный в первые послереволюционные годы футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров. Она нашла работу в Харьковском археологическом музее, где выполняла карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 года Серебряковы переехали в Петроград. Первые месяцы после переезда семья жила на Лахтинской улице, на Петроградской стороне, в квартире своих харьковских друзей, а затем вернулись в свою дореволюционную квартиру на 1-й линии Васильевского острова. Весной 1921 года художница с матерью и детьми перебралась в «фамильный дом» на улицу Глинки. В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. В последующие годы Серебрякова много рисовала на темы из театральной жизни. В 1924 году 14-ть её работ с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке. Особый интерес у публики вызвала картина «Спящая девочка на красном одеяле», показать которую тут я не могу.
Девочки-СильфидыПариж
Осенью 1924 года Серебрякова поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Вернуться ей не удалось, и она оказалась оторванной от Родины и детей (двух детей, Александра и Екатерину все же удалось переправить за границу). Проживала она в это время по Нансеновскому паспорту, паспорт, выдаваемый Лигой наций беженцам, в 1947 году она получила французское гражданство.
В 1928—1929 и 1932 годах Зинаида Серебрякова едет в Марокко. Там она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Ею также был написан цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
Марокканская девушкаХрущёвская оттепель
Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1960 году, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна, ставшая театральной художницей во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Она становится популярной в СССР, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.
Поздний автопортрет
Через семь лет, в 1967 году, Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет после кровоизлияния в мозг. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.