Костел Успения Пресвятой Девы Марии в Зельце
Точнее, то, что от него осталось.
Кучурганский колонистский округ был образован в 1808 году из шести немецких колоний с католическим вероисповеданием, с административным центром в колонии Зельц (Selz, сейчас пгт.Лиманское, состоящее из двух слитых колоний Зельца и Канделя, в советское время сел Лиманское и Рыбальское соответственно), с населением в 600 человек.
Главной церковью католиков Кучурганского округа был построенный в 1901 году трехнефный католический костел Успения Пресвятой Девы Марии в Зельце. Костел строился вместо церкви, служившей с 1821 года. Он имел две башни высотой 57,9 м и считался одной из самых больших и красивых католических церквей на юге Новороссии.
Затраты на строительство составили по тем временам 110 000 рублей. На современный пересчет по найденному мною соотношению курсу рубля 1913 года собор стоил 0.5 миллиарда рублей. Цена космическая!Кучурганский колонистский округ был образован в 1808 году из шести немецких колоний с католическим вероисповеданием, с административным центром в колонии Зельц (Selz, сейчас пгт.Лиманское, состоящее из двух слитых колоний Зельца и Канделя, в советское время сел Лиманское и Рыбальское соответственно), с населением в 600 человек.
Главной церковью католиков Кучурганского округа был построенный в 1901 году трехнефный католический костел Успения Пресвятой Девы Марии в Зельце. Костел строился вместо церкви, служившей с 1821 года. Он имел две башни высотой 57,9 м и считался одной из самых больших и красивых католических церквей на юге Новороссии.
Костел практически полностью был построен из кирпича, в отличии от многих других церквей Одесского региона, при строительстве которых использовался только ракушняк. Внутреннее убранство церкви было очень богатым. В 1901 году был установлен резной алтарь, заказанный в Австрии.
После революции храм был превращен в сельский клуб, башни разрушены. После войны не восстанавливался. Внутри масштабы постройки впечатляют еще больше, чем снаружи. Даже сейчас перехватывает дыхание от размаха и величины.
От витражей не осталось даже воспоминаний, утрачен алтарь, полы и штукатурка потолка, но по-прежнему при входе ощущаешь какое-то непередаваемое чувство, которое встречается только в церквях... Полный восторг от немецкого проектирования - от лёгкого потолка, по-прежнему крепкого и расположению собора относительно частей света. Костёл спроектирован так, что свет падает на алтарную часть как раз во время начала вечерней службы, и на хоры и место, где располагался орган - утром.