Последний день Помпеи. Русский Академизм
В 1827 году ещё малоизвестный русский художник Карл Брюллов в ходе своего путешествия по Италии побывал в засыпленных пеплом Помпеях. Это произвело на художника большое впечатление и он решил изобразить гибель знаменитого города.
В те годы была мода на картины изображающие Помпеи и Геркуланум, двух городов уничтоженных извержением Везувия. Поэтому Карл легко нашел заказчика, им стал известный меценат Анатолий Демидов.
Карл начал работу в 1827 году а закончил спустя шесть лет в 1833.
После завершения работы Бирюлев начал публичную выставку в своей мастерской в Риме. Где монументальная картина постепенно сыскала всеобщее признание и была перевезена в Милан где она стала частью миланской художественной выставки. Уверенный в успехе Анатолий Демидов добился добавления своей картины в Парижский салон где картина Бирюлова получила большую золотую медаль.
Летом 1834 картину отправили в Санкт-Петербург, где ее преподнесли Николаю Первому. В августе того же года "Последний день..." был выставлен в Эрмитаж. Под впечатлением от картины Пушкин написал один из своих стихов, а Гоголь посвятил ей статью.
В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III ,ныне Государственный Русский музей.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тамбора
Последствия были катастрофические и ощущались на всей Земле https://ru.wikipedia.org/wiki/Год_без_лета
И очень многие художники отразили это в живописи (У. Тёрнер, "Чичестерский Канал" 1828) - небо на многие годы изменило цвет! Особенно это было заметно на закате - для нас бы это было дико.
Катастрофа сильно повлияла на культуру, отразившись с целых художественных стилях - литературе, живописи, архитектуре.