Non, je ne regrette rien — Нет, я не жалею ни о чем
Франция — страна, которая в рунете помнится только шутками про белый флаг, имеет богатую военную историю. Можно долго шутить про французов, но их военный и политический опыт крайне интересен от Второй Мировой, которая расколола страну, до пост-колониального мира, где Франция не просто потеряла колонии, а часть своей идентичности. Именно французы одними из первых столкнулись с партизанщиной, конфликтами малой интенсивности, защитой своих интересов от сверхдержав и мировых организаций, отправляли “ихтамнетов” в разные непризнанные республики. Все это на фоне внутренних политических кризисов от саботажа коммунистов до военного путча. Это тяжелое время для Франции дало плеяду яркий личностей. Одной из них является майор Эли де Сент-Марк. Да, Сент-Марк прожил удивительную жизнь, которая содержит важные уроки для любого солдата, который участвует в современных противопартизанских операциях, обучении местных сил и показывает, насколько важно, чтобы военные цели имели реалистичные политические задачи.
Эли де Сент-Марк родился 11 февраля 1922 года в Бордо и был младшим из семи детей в семье. Его отец, юрист и ветеран Первой Мировой, был убежденным католиком и местным аристократом с роялистскими политическими взглядами. Сам Эли вырос в 1920ые и 1930ые в период, которые многие французы называют “Старой Францией”. Ему было 18, когда Франция была оккупирована Нацисткой Германией в 1940. В 1941 году Сент-Марк вступил в сопротивление. Он был курьером в организованной британцами подпольной организации. Молодой Сент-Марк выполнял доставки между Испанией и Атлантическим побережьем Франции. В 1943 году пойман Гестапо около города Перпипьян, после допросов отправлен в Бухенвальд, где почти умер из-за истощения. Затем был этапирован в трудовой лагерь Лангенштейн-Цвиберге. В конце заключения он был настолько плох, что охрана подумала, что он уже мертв и не стала забирать узника из лагеря. Там его и нашли американские солдаты, которые оказали ему помощь и отправили в госпиталь перед отправкой домой.
По возвращению во Францию Сент-Марк поступает в военную академию Сен-Сир. В 1947, сразу после выпуска, он просится добровольцем во Французский Иностранный Легион, что было довольно необычным выбором для бывшего бойца сопротивления и сына довольно влиятельной семьи. Легион в конце 1940ых и начале 1950ых приблизительно на сорок процентов состоял из немцев, многие из которых были ветеранами вермахта и СС. Сент-Марк же в свои мемуарах настаивает, что это не было важно. Для него было важно осознание, что Франция нуждается в нем. Также, что было в прошлом - должно остаться в прошлом. Он четко понимал, что вступление в легион — это прямой путь в Индокитай, где уже 2 года шли боевые действия.
Сент-Марк сделал несколько командировок в Индокитай c 1948 по 1954 год. Во время первого тура он и небольшая группа легионеров находились в отдалённой деревне на Северо-Западе Вьетнама на границе с Китаем. Там, почти без поддержки и без прямого контакта с основными частями французской армии, молодой лейтенант вел свою войну. В его задачу входило создание местного ополчения из этнический меньшинств против националистов Вьетминя. Большая часть его тактик была взята из методических пособий, приготовленных еще в конце XIX и начале XX веков генералами Юбером и Галлиени. В них французы опирались на местные силы, с которыми выстраивались сильные связи, и складывалась теория “прогрессивной оккупации”. В этой теории присутствовала идея “масляных пятен”, которые обозначают местные общины, полностью лояльные французам, и их постепенное расширение. Подобная тактика означает полное погружение в местную культуру, создает сильные связи с местными силами безопасности и жесткую противопартизанскую войну.
В последующих командировках Сент-Марк был командиром смешанного десантного подразделения, куда входили европейцы и вьетнамцы. Их сбрасывали как части поддержки в самые опасные районы. Сам Сент-Марк не участвовал в битве при Диенбьенфу, но был в Индокитая до самого конца войны.
Индокитай стал переворотным моментом для французской колониальной (профессиональной) армии, пока основная масса призывных французских вооруженных сил осталась в Европе, чтобы остановить потенциальную советскую агрессию. Многие из профессиональных военных оказались в плену у Вьетминя и подвергались психологической обработке. Они смогли увидеть, как работает внутренняя кухня освободительно-коммунистического движения. Также многие солдаты и офицеры оказались вовлечены в противопартизанские операции. Сложилась ситуация, когда многие младшие командиры, которые сами были партизанами во время Второй Мировой, как Сент-Марк, оказались на противоположный стороне. Они стали глубоко изучать теорию. Чтение трудов Мао Цзэдуна было нормальным среди офицеров, которые в будущем составят основу элитных частей французской армии в Алжире.
Индокитай научил их воевать,и как они верили, побеждать в таких войнах, но еще дал ответ, почему они проиграли. Лично Сент-Марк понял причины поражения в отсутствии четких целей французского присутствия в Индокитае. Главный вопрос, на который профессиональные военные не могли найти ответа: за что мы воевали? Была ли эта война за восстановление колониальной империи или за независимый Вьетнам под руководством Бао Даи против коммунизма? Из-за отсутствия четких целей многие вьетнамцы не были готовы активно поддерживать французов, несмотря на нелюбовь к коммунистам. Сент-Марк ещё видел, что для континентальной Франции война в Индокитая была слишком далеко, чтобы хоть как-то ассоциироваться с ней. Французская коммунистическая партия открыто саботировала вооруженные силы, сражающиеся в Индокитае.
Самым большим ударом для такого офицера, как Сент-Марк, был удар по личной чести. В своих мемуарах он описывает войну в Индокитае как войну, где ему пришлось выстраивать личные отношения с местным населением и давать им обещания. Когда французы ушли, они оставили местные силы, которые им помогали, на верную гибель. Сам Сент-Марк вспоминал, как ему пришлось оставить приграничную территорию с Китаем и бросить местных, скидывая пытавшихся убежать с грузовика. Когда он в штабе спросил, что случилось с жителями ему ответили, что нельзя сделать омлет не разбив яиц.
Именно с таким багажом колониальная (профессиональная) французская армия была отправлена прямиком в Алжир. Они были уверены, что смогут победить в этот раз, если за ними будет политическая воля. У них не было оснований думать, что ее не будет. Алжир являлся территорией Франции, где проживало более миллиона французов. Это означало полную вовлеченность Французских вооруженных сил, включая призывников. Изначально война шла именно так, как Сент-Марк и предполагал: профессиональные части составляли остриё, а регулярная армия основу действий в Алжире. Французы сражались, профессионально комбинируя старые колониальные тактики с новыми технологиями — именно французы первыми начали массово применять вертолеты во время противопартизанских действий.
В 1958 году война зашла в тупик из-за политических разногласий внутри правительства Четвертой Французской республики, и военные решили действовать. В результате военного заговора под руководством французской армии к власти вернулся генерал Де Голль. Именно его приход к власти дал военным надежду, что они наконец-то получили ту самую политическую поддержку, которой у них не было до этого. Под руководством генерала Шалля в 1960 году начинается серия наступательных операция и смена доктрины. Сопротивление Фронта Национального Освобождения внутри страны было полностью сломлено.
Однако настроения внутри Франции начинают меняться — всплывают подробности о битве за Алжир и какой ценой дается победа на войне. Сам Де Голль понимает, что из Алжира надо уходить. С позиции Сент-Марка отказ от какого-то компромисса и полное прекращение 130-летнего французского присутствия означает только одно — предательство. В первую очередь предательство тех, кто доверился сторонникам Французского Алжира. Франция опять готова оставить тех, кто ей помогал, обрекая их на верную гибель. В тот момент на стороне Франции воевали десятки тысяч лояльных алжирцев.
В апреле 1961 года Сент-Марк пришло предложение от бывшего командующего Французской Армией в Алжире, генерала Шалля, для участия в военном перевороте против Де Голля. Майор Сент-Марк согласился. Военные, поднявшие мятеж, удерживали Алжир 4 дня под своим контролем, пока не стало ясно, что путч провалился. Шалль, Сент-Марк и несколько других лидеров сдались властям, а другие ушли в подполье и продолжили сражаться за свои убеждения через терроризм. Генерал Шалль предложил Сент-Марку уйти в подполье. Генерал сказал: “Майор, вы молоды и у вас будет еще счастье. Мы заплатим за свои действия. Меня, как лидера, точно расстреляют. Давайте я сдамся один.” Однако, майор Эли де Сент-Марк добровольно сдался властям. Он четко сказал, что в действиях его подчиненных не было злого умысла, и полностью взял на себя ответственность за случившиеся. После неудачной попытки путча его полк, 1-ый парашютно-десантный полк Иностранного легиона, был расформирован. Легионеры перед расформированием взорвали свои казармы, уничтожили технику и покинули расположение, распевая Эдит Пиаф "Нет, я не жалею ни о чём".
Сент-Марк был осужден, во время трибунала, в своей речи он напомнил президенту Де Голлю, что буквально за 20 лет до этого был таким же предателем. Сент-Марк сказал: “Не так давно нам сказали приготовится к уходу из Алжира, и я вспомнил Индокитай. Я думал о тех людях, которые следовали за нашими грузовиками, не веря, что мы покидаем их. Я вспомнил обо всех обещаниях, которые мы дали в Африке, обо всех людях, которые решили встать на сторону Французского Алжира из-за нас. Мы им обещали, что Армия их защитит, что Армия не уйдет.”
Он вышел по амнистии в 1966 году, после стал работать на металлургическом комбинате, где со временем дослужился до позиции директора по персоналу. С годами личность Сент-Марка медленно проходила реабилитацию. Публикация первой его биографии в 1988 году и книг после помогла ему рассказать свою позицию. Эли де Сент-Марка объяснял свою преданность Франции. Он верил, что честь — это основа для него, как для солдата.
В своих мемуарах он высказался, почему решил поддержать военный переворот в 1961 году. “"Я построил себя после Бухенвальда вокруг нескольких идей: мужество, верность, солидарность, честь. Я повторяю девиз Легиона "Честь и Верность". Но могла ли честь быть найдена в абсолютном подчинении власти или лояльности людям, которые доверяли нам? Верность была обращена к стране (хорошая или плохая – это моя страна) или к мужчинам и женщинам, которых убьют из-за нас? Я выбрал, как говорила мне моя совесть." Он подчеркивал, что хуже всего для него было бы бездействие в данной ситуации и приводил пример своей семьи, где он вступил в сопротивление, а его родственник пошёл служить в правительство Виши. По мнению Сент-Марка такое решение было лучше, чем простое бездействие, на которое решилась остальная часть его семьи. Он тратил много времени и личных средств на поддержку ветеранов Индокитая и Алжирской войны. Сент-Марк встречался с молодыми офицерами и командирами французских вооруженных сил, где рассказывал о своём опыте. В 2002 году написал книгу в соавторстве с бывшим офицером вермахта, где они рассказывали о своём видении Второй Мировой Войны. В 2011 году Саркози вручил ему “Орден Почетного Легиона”, а в 2013 Эли де Сент-Марк похоронен с полными воинскими почестями. В одном из последних интервью его спросили, если он сожалеет о чем-то и майор ответил “ Non, je ne regrette rien”.
В заключение хочется сказать, что такие люди, как Сент-Марк, не были единичным случаем во французской армии того времени. Многие офицеры и солдаты верили, что они сражались и жертвовали собой ради своей Родины. Для политических лидеров пример французской армии в Алжире должен стать уроком, что нельзя требовать от вооруженных сил постоянных жертв за идеи, которые политики не готовы отстаивать.
Автор: Игорь Василенко