Основные понятия диалектической и формальной логик. Применение логик в обычной жизни и в науке.
P.S. Оставлю пару ссылок на статьи для дальнейшего изучения.
https://vk.com/@derengels-primery-dialektiki
https://vk.com/@derengels-o-predmete-filosofii
https://vk.com/@derengels-pro-dialekticheskie-kategorii
P.P.S. Советую для подробного изучения логики авторов Э.В.Ильенков "Диалектическая логика" и С.Н.Виноградов "Учебник по логике для средней школы"
Товарищам рекомендую в комментариях оставить интересные статьи по философии.
А меж тем, ларчик просто открывается: диалектическая логика однозначно работает в рамках информационного поля, а не как "вещь в себе". Следует понимать, что исследователь в реальности не может быть выделен из среды, ровно так же как и исследуемый феномен не может быть обособлен от той же среды. Следовательно, раз исследователь и исследуемый феномен находятся в едином континууме, то методология, основанная на формальной логике, которая предполагает обособление исследователя от исследуемого объекта (принцип внешнего наблюдателя и научного нейтралитета) является ограниченно применимой. В естественных науках эту проблема частично купируется в виду наличия объективных границ, извините, объектов: ученый-астроном все-таки точно может сказать, что он не Желтый карлик (если он не лилипут из Китая со степенью, конечно), но такая роскошь уже не доступна психологу, или, что еще более наглядно, социологу. Анализ психических процессов, ровно как и социальных неминуемо проходит через процедуру интерпретации, что нарушает принцип внешнего наблюдателя. Опять же пример: светимость звезды не зависит от того, как это воспримет астроном, в то же время выводы о социальной напряженности в обществе могут быть совершенно различными в зависимости от личности и жизненного опыта исследователя.
Диалектика же расставляет границы феноменов контекстуально (в данном случае - "диалектический" и "контекстуальный" - практически полные синонимы), дополнительно вооружившись системно-динамическим анализом не просто отрицает принцип включенного наблюдателя, как это делает формальная логика, а опирается на него. Диалектика хорошо себя чувствует там, где наш исследовательский интерес упирается в ограничения нашего же восприятия.
В целом отношения формальной логики и диалектической логики сильно напоминают отношения классической и квантовой механики в физике. Процессы, которые легко объясняют классической механикой очень тяжко раскладываются при помощи квантовой, однако процессы, которые затрагивает последняя в принципе не объяснимы при помощи ньютоновской науки. Точно так же происходит и с нашей логической парой.