Ситрак вечен.
Отрывок из книги "Sapiens. Краткая история человечества" на тему:
Дуализм оказался весьма привлекательным мировоззрением, ведь он дает простой и убедительный ответ на знаменитую Проблему Зла, один из фундаментальных вопросов человечества: «Откуда берется зло? Откуда страдания? Почему с хорошими людьми случаются несчастья?» Монотеистам требуется довольно сложная интеллектуальная эквилибристика, чтобы объяснить, почему всеведущий, всемогущий и благой Бог допускает столько зла и страданий. Лучше всего в качестве объяснения прижилась концепция свободной воли. Если бы не было зла, человек не имел бы нравственного выбора и тем самым не имел бы и свободы воли. Но такой ответ неочевиден и порождает десятки новых вопросов. Так, свобода воли допускает выбор зла. Многие люди и выбирают зло, а дальше в монотеистической системе обычно следует наказание свыше. Но если Бог заранее знал, что данный человек использует свободную волю во зло и будет обречен на вечные муки в аду, зачем Он этого несчастного вообще сотворил? Богословы написали множество книг в поисках ответа на этот вопрос. Одни считают ответы убедительными, другие – нет. Но совершенно очевидно, что с проблемой зла монотеистам совладать нелегко.
А дуалисту это как нечего делать. С хорошими людьми случаются беды потому, что миром не правит всеведущий, всемогущий и всеблагой Господь. В мире рыщет независимая от Бога злая сила. Это зло и творит беды. Простое и убедительное объяснение, даже монотеисты подсознательно склоняются к нему. Огромное количество христиан, мусульман, иудаистов признают могущество злой силы – христиане именуют ее дьяволом, сатаной, – которая может действовать самостоятельно, бороться против Бога и без Божьего соизволения творить всяческие безобразия. Но как может монотеист придерживаться подобных дуалистических представлений? С точки зрения логики они с монотеизмом несовместимы: либо вы верите в единого всемогущего Бога, либо в две противоборствующие силы, ни одна из которых не является всемогущей. Но человек обладает поразительной способностью соединять несовместимое. А потому не так уж удивительно, что миллионы благочестивых христиан, мусульман и евреев ухитряются верить одновременно и во всемогущего Бога, и в самостоятельного сатану.
У дуализма есть свои недостатки. Да, проблему зла это мировоззрение решает легко и просто. Но возникает другая проблема – порядка. Если в мире противоборствуют две силы, то кто установил законы, по которым происходит эта борьба? Например, два государства могут вступить в войну, потому что они существуют в одном пространстве и времени и подчиняются одним и тем же законам природы. Ракета, выпущенная Пакистаном, поразит цель на территории Индии в силу общих для обеих стран законов физики. Но когда Добро сражается со Злом, каким общим законам они подчиняются и кто эти законы им предписал?
Дуалисты объясняют проблему зла, но не справляются с проблемой порядка. Монотеисты разобрались с проблемой порядка, но споткнулись о проблему зла.
Логическое решение у загадки существует: можно предположить наличие единого всемогущего Бога, создателя вселенной – и притом злого Бога. Но никто в истории не решался выдвинуть такую гипотезу.
Дуализм оказался весьма привлекательным мировоззрением, ведь он дает простой и убедительный ответ на знаменитую Проблему Зла, один из фундаментальных вопросов человечества: «Откуда берется зло? Откуда страдания? Почему с хорошими людьми случаются несчастья?» Монотеистам требуется довольно сложная интеллектуальная эквилибристика, чтобы объяснить, почему всеведущий, всемогущий и благой Бог допускает столько зла и страданий. Лучше всего в качестве объяснения прижилась концепция свободной воли. Если бы не было зла, человек не имел бы нравственного выбора и тем самым не имел бы и свободы воли. Но такой ответ неочевиден и порождает десятки новых вопросов. Так, свобода воли допускает выбор зла. Многие люди и выбирают зло, а дальше в монотеистической системе обычно следует наказание свыше. Но если Бог заранее знал, что данный человек использует свободную волю во зло и будет обречен на вечные муки в аду, зачем Он этого несчастного вообще сотворил? Богословы написали множество книг в поисках ответа на этот вопрос. Одни считают ответы убедительными, другие – нет. Но совершенно очевидно, что с проблемой зла монотеистам совладать нелегко.
А дуалисту это как нечего делать. С хорошими людьми случаются беды потому, что миром не правит всеведущий, всемогущий и всеблагой Господь. В мире рыщет независимая от Бога злая сила. Это зло и творит беды. Простое и убедительное объяснение, даже монотеисты подсознательно склоняются к нему. Огромное количество христиан, мусульман, иудаистов признают могущество злой силы – христиане именуют ее дьяволом, сатаной, – которая может действовать самостоятельно, бороться против Бога и без Божьего соизволения творить всяческие безобразия. Но как может монотеист придерживаться подобных дуалистических представлений? С точки зрения логики они с монотеизмом несовместимы: либо вы верите в единого всемогущего Бога, либо в две противоборствующие силы, ни одна из которых не является всемогущей. Но человек обладает поразительной способностью соединять несовместимое. А потому не так уж удивительно, что миллионы благочестивых христиан, мусульман и евреев ухитряются верить одновременно и во всемогущего Бога, и в самостоятельного сатану.
У дуализма есть свои недостатки. Да, проблему зла это мировоззрение решает легко и просто. Но возникает другая проблема – порядка. Если в мире противоборствуют две силы, то кто установил законы, по которым происходит эта борьба? Например, два государства могут вступить в войну, потому что они существуют в одном пространстве и времени и подчиняются одним и тем же законам природы. Ракета, выпущенная Пакистаном, поразит цель на территории Индии в силу общих для обеих стран законов физики. Но когда Добро сражается со Злом, каким общим законам они подчиняются и кто эти законы им предписал?
Дуалисты объясняют проблему зла, но не справляются с проблемой порядка. Монотеисты разобрались с проблемой порядка, но споткнулись о проблему зла.
Логическое решение у загадки существует: можно предположить наличие единого всемогущего Бога, создателя вселенной – и притом злого Бога. Но никто в истории не решался выдвинуть такую гипотезу.
Лучше всего атеистам - все эти вопросы базируются на неявном предположении разумного творения, которое атеист отбрасывает как внутренне противоречивое.
Уточнения для, в гностицизме изначально присутствует идея злого яхве, так же как и хорошо обыграна проблема порядка - так чтопаста не то что бы сильно права.
>Логическое решение у загадки существует: можно предположить наличие единого всемогущего Бога, создателя вселенной – и притом злого Бога. Но никто в истории не решался выдвинуть такую гипотезу.
Почему обязательно злого? Как это логически объясняется? Вы когда создаете новую карту в какой-нибудь Цивке или другом редакторе игровых условностей изначально злой или добрый? Причем не в РПГ, где есть отыгрыш, а именно в стратегиях. Вас вообще колышет что там чувствуют миллионы невидимых глазу НПС, живущих в городах? Вряд ли. Вы следите за своими десятью отрядами, находящимися на карте прямо сейчас и за отрядами противника, а на незримых неписей вам в принципе насрать. Так что вполне может быть что эта великая незримая сущность вообще создала эту вселенную как пробник пера или просто потому что почему бы и нет и она вовсе не злая, просто ей до пизды на нас.
Почему обязательно злого? Как это логически объясняется? Вы когда создаете новую карту в какой-нибудь Цивке или другом редакторе игровых условностей изначально злой или добрый? Причем не в РПГ, где есть отыгрыш, а именно в стратегиях. Вас вообще колышет что там чувствуют миллионы невидимых глазу НПС, живущих в городах? Вряд ли. Вы следите за своими десятью отрядами, находящимися на карте прямо сейчас и за отрядами противника, а на незримых неписей вам в принципе насрать. Так что вполне может быть что эта великая незримая сущность вообще создала эту вселенную как пробник пера или просто потому что почему бы и нет и она вовсе не злая, просто ей до пизды на нас.
Тебе всё равно на нпс, потому что они не реальны, и ты просто играешь по правилам которые кто-то уже до тебя создал. А во втором случае страдают реальные люди и бог знал что они будут стратать, ведь он всезнающ и сам эти правила и выдумал. По той же причине ему не надо пробовать что бы знать результат. А если бы ему были безраличны свои творения, то пришлось бы объяснять, зачем было вообще всё это творить. А в случае со злым богом ничего не надо объяснять.
Так может и мы для него такие же пиксели в общей картине мира. Насчет правил - ничто не мешает мне научиться программировать и создать свой мир с нуля. В будущем, думаю, появятся роботы ничем не отличающиеся от людей, может быть даже биороботы. И где будет та тонкая грань между страданием реального человека, сделанного из мяса, но точно так же "запрограммированного" и машины, выращенной искусственно? По поводу того, что сейчас мне не все равно на нпс потому что они пиксели - согласен. Но это всего лишь потому, что меня так воспитали и с детства вложили в мозги определенную картину мира. Уверен, если бы меня с раннего возраста приучали к мысли что человеческая жизнь ничего не стоит и наш мир действовал бы по соответствующим социальным законам - таких вопросов бы не возникало. Это было бы не хорошо и не плохо и никто не назвал бы это злом. С другой стороны может ему просто интересно чем все закончится после того как он нас создал. Все таки мораль и хорошо-плохо применимо больше к людям. Сомневаюсь что он думает точно так же как и мы. А вообще на эту тему можно говорить бесконечно.
> С другой стороны может ему просто интересно чем все закончится после того как он нас создал.
Ещё раз повторяю: бог не проводит эксперименты, он и так знает чем всё закончится, он всезнающ. И какая бы не была цель бога, он мог обойтись без зла, ведь он всемогущ.
Ты говоришь о том что зло относительно или что его вообще нет. Наверно этим тоже можно решить эту задачку. И кстати, в отрывке который я приводил, не говорилось что злой бог это единственное решение.
Ещё раз повторяю: бог не проводит эксперименты, он и так знает чем всё закончится, он всезнающ. И какая бы не была цель бога, он мог обойтись без зла, ведь он всемогущ.
Ты говоришь о том что зло относительно или что его вообще нет. Наверно этим тоже можно решить эту задачку. И кстати, в отрывке который я приводил, не говорилось что злой бог это единственное решение.
Тоже верно. Хотя с другой стороны, если он не всемогущ тогда это всё объясняет. В любом случае спасибо за интересный диалог.
И как его не задолбало по 200 тыс раз в сутки это рассказывать новоприбывшим.
Чтобы написать коммент, необходимо залогиниться