Версальский договор, положивший конец Первой Мировой войне, содержит один пункт, вызывающий реакцию, выражаемую лучше всего словом «ЧЁ?». Речь идет о статье 246 договора, предписывающей передачу Германией Британии черепа некоего султана Мквавы, вывезенного из Германской Восточной Африки и находящегося, судя по всему, в Германии: Within the same period Germany will hand over to His Britannic Majesty's Government the skull of the Sultan Mkwawa which was removed from the Protectorate of German East Africa and taken to Germany."
Что это за артефакт невероятной магической силы, что его сочли нужным упомянуть в договоре, завершившем на тот момент самую страшную войну в истории?
Султан Мквава на самом деле не был никаким султаном, а был племенным вождём народности хехе, обитающей в современной Танзании, а до ПМВ — в Германской Восточной Африке. Хехе отличались суровостью и воинственностью и Мквава, не обделённый военными талантами, быстро покорил окрестные племена и вступил в конфликт с германскими властями, начав в буквальном смысле грабить караваны, принадлежащие лояльным немцам племенам.
Немцам это предсказуемым образом не понравилось, и в 1891 на поимку Мквавы был выслан небольшой отряд. Предполагалось, что суровый и дикий военный вождь спокойно сдастся на милость колониальных властей, но всё пошло не так — когда переговоры зашли в тупик, хехе вырезали германский отряд, после чего на три года вернулись к любимому делу, грабя караваны и совершая набеги на лояльных африканцев.
В 1894 немцы поняли, что это негативно сказывается как на экономической ситуации в колонии, так и на политической — существование вождя, спокойно режущего немцев и живущего как ни в чём не бывало, плохо сказывалось на верности других племён и против хехе была организована полноценная экспедиция с артиллерией. Мкваву удалось обложить в его укреплённом посёлке, который был взят после обстрела и штурма, но самому вождю удалось спастись.
Четыре года Мквава скрывался от немцев, назначивших за его голову награду в 5000 рупий, пока не был выдан предателем. Однако к моменту когда поисковая партия вышла к убежищу, где находился тяжело больной вождь, он успел застрелить своего слугу и себя, выстрелив в грудь. Немецкие солдаты на всякий случай произвели контрольный выстрел в голову, которую затем отрезали и взяли с собой.
Что это за артефакт невероятной магической силы, что его сочли нужным упомянуть в договоре, завершившем на тот момент самую страшную войну в истории?
Султан Мквава на самом деле не был никаким султаном, а был племенным вождём народности хехе, обитающей в современной Танзании, а до ПМВ — в Германской Восточной Африке. Хехе отличались суровостью и воинственностью и Мквава, не обделённый военными талантами, быстро покорил окрестные племена и вступил в конфликт с германскими властями, начав в буквальном смысле грабить караваны, принадлежащие лояльным немцам племенам.
Немцам это предсказуемым образом не понравилось, и в 1891 на поимку Мквавы был выслан небольшой отряд. Предполагалось, что суровый и дикий военный вождь спокойно сдастся на милость колониальных властей, но всё пошло не так — когда переговоры зашли в тупик, хехе вырезали германский отряд, после чего на три года вернулись к любимому делу, грабя караваны и совершая набеги на лояльных африканцев.
В 1894 немцы поняли, что это негативно сказывается как на экономической ситуации в колонии, так и на политической — существование вождя, спокойно режущего немцев и живущего как ни в чём не бывало, плохо сказывалось на верности других племён и против хехе была организована полноценная экспедиция с артиллерией. Мкваву удалось обложить в его укреплённом посёлке, который был взят после обстрела и штурма, но самому вождю удалось спастись.
Четыре года Мквава скрывался от немцев, назначивших за его голову награду в 5000 рупий, пока не был выдан предателем. Однако к моменту когда поисковая партия вышла к убежищу, где находился тяжело больной вождь, он успел застрелить своего слугу и себя, выстрелив в грудь. Немецкие солдаты на всякий случай произвели контрольный выстрел в голову, которую затем отрезали и взяли с собой.
На тот момент в Европе были популярны две вещи, определившие дальнейшую судьбу реликвии — френология, предполагавшая, что по строению черепа можно определить характер человека, и романтическая литература о приключениях в Африке, где образ благородного и воинственного дикаря играл огромное значение. Так что голову Мквавы очистили до черепа и отправили в Германию, для изучения и шоу.
Со временем интерес к истории угас, и череп, без особых поясняющих документов, оказался в коллекции Антропологического музея Бремена, среди сотен других.
Хехе однако своего вождя не забыли, и британцы, пытавшиеся продать своё владычество в Африке как смену германской тирании на благожелательный протекторат, решили уважать чувства туземцев и вернуть им череп национального героя.
Ну как решили. Во-первых, искать череп явно было делом не приоритетным даже для властей в Африке, а во-вторых никто понятия не имел, где он находится. В Бремене тех черепов, как грязи. Так история и была позабыта.
Прошли годы, началась и закончилась Вторая Мировая, и в 1950 году к губернатору Танганьики, сэру Эдварду Твайнингу обратился вождь хехе Адам, внук того самого Мквавы, и напомнил об обещании вернуть череп предка.
Твайнинг отнёсся к делу с внезапной серьёзностью — измерил черепа Адаму и прочим потомкам Мквавы, выяснил калибр винтовки, из которой был произведён выстрел в голову, отправился в Бремен и начал тщательно перебирать 2000 черепов в коллекции, пока не нашёл соответствующий требованиям.
9 июля 1954 года в бывшей крепости Каленга был открыт мемориальный музей Верховного вождя Мквавы, и его череп там выставили в качестве главного экспоната.
Со временем интерес к истории угас, и череп, без особых поясняющих документов, оказался в коллекции Антропологического музея Бремена, среди сотен других.
Хехе однако своего вождя не забыли, и британцы, пытавшиеся продать своё владычество в Африке как смену германской тирании на благожелательный протекторат, решили уважать чувства туземцев и вернуть им череп национального героя.
Ну как решили. Во-первых, искать череп явно было делом не приоритетным даже для властей в Африке, а во-вторых никто понятия не имел, где он находится. В Бремене тех черепов, как грязи. Так история и была позабыта.
Прошли годы, началась и закончилась Вторая Мировая, и в 1950 году к губернатору Танганьики, сэру Эдварду Твайнингу обратился вождь хехе Адам, внук того самого Мквавы, и напомнил об обещании вернуть череп предка.
Твайнинг отнёсся к делу с внезапной серьёзностью — измерил черепа Адаму и прочим потомкам Мквавы, выяснил калибр винтовки, из которой был произведён выстрел в голову, отправился в Бремен и начал тщательно перебирать 2000 черепов в коллекции, пока не нашёл соответствующий требованиям.
9 июля 1954 года в бывшей крепости Каленга был открыт мемориальный музей Верховного вождя Мквавы, и его череп там выставили в качестве главного экспоната.