Свод законов Хаммурапи
Свод законов Хаммурапи — это один из древнейших памятников в области законодательства. Представляет собой черный базальтовый столб, на котором располагаются клинописные надписи на классическом вавилонском диалекте аккадского языка, которые включают в себя условно разделенные двести восемьдесят две статьи из различных областей права.
Этот артефакт был найден в ходе археологической экспедиции француза Жака де Моргана в 1901-1902 годах в городе Сузы на территории древней Месопотамии. Сейчас «Кодекс» находится в Лувре, Париж, Франция. Так же его точную копию можно увидеть в Учебном художественном музее слепков имени И.В.Цветаева (филиал Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), Москва, Россия; и в Переднеазиатском музее, Берлин, Германия.
Кодекс Хаммурапи был создан Вавилонским царем Хаммурапи, правившим примерно в 1793-1750 гг. до н.э. и сделавшим Вавилон самым крупным культурным, экономическим и политическим центром Передней Азии тех времен.
Часть надписей в количестве 35 статей на стеле отсутствует, по предположением, они были стерты после ее захвата эламитами, чей царь решил нанести на очищенной части победную надпись. Но некоторые из уничтоженных статей восстановлены по клинописным глиняным дощечкам, цитировавшим Свод законов, которые были найдены и в самих Сузах и в крупнейшей из сохранившихся библиотек древнего мира — библиотеке Ашшурбанипала (последнего из велики царей Ассирии).
На верхней передней части диоритового столба изображен сам царь Хаммурапи, который возносит молитвы вавилонскому богу солнца Шамашу (по иной версии это шумеро-аккадский бог Мардук), который протягивает ему законы (по другим источникам жезл, символизирующий судебную власть), сидя на троне.
Главными областями, охватываемыми сводом законов вавилонского царя, являются экономика, хозяйство и семейные отношения. Некоторые специалисты считают именно этот кодекс источником принципа абсолютного большинства современных законодательств — презумпции невиновности («человек не виновен, пока не доказано обратное»). Основой «Кодекса» является принцип талиона (принцип, по которому возмездие равно причиненному ущербу — «око за око, зуб за зуб»), за исключением моментов, когда нанесший вред находится выше на социальной лестнице, чем пострадавший. Несмотря на объем охватываемых областей жизни, многие религиозные и государственные преступления, основные виды убийств и наказания за них упущены в «Кодексе», возможно, потому что являлись очевидными и обыденными для того времени и не нуждались в документировании.
В основном статьи законов включают в себя описание правонарушения и наказание, которое должен понести провинившийся. Им предшествуют тексты, в которых восславляются боги и царь.
Свод законов Хаммурапи — один из важнейших источников древневавилонского права и права древнего мира вообще. «Кодекс» раскрывает многие вопросы, связанные с социально-экономическим положением Месопотамии давности двух тысяч лет до нашей эры.
Спасибо за дополнение, я как-то не подумал сами законы добавить.
ИГПЗС , 1 курс ..
сука...
сука...
Чтобы написать коммент, необходимо залогиниться
1-4: защита чести и достоинства граждан. Наказание очень строгое — «Если человек обвинил (другого) человека и возвел на него обвинение в убийстве, но не уличил его, обвинитель его должен быть убит».
5: неизменность и обязательность судебных решений, строгое наказание судье — большой штраф и невозможность оставаться судьей за подкуп.
6-13: определены способы установления факта кражи и назначено наказание за неё — смерть.
14: похищение детей. Наказание — смерть.
15-20: статьи, защищающие рабовладение. Наказание за пособничество бегству рабов — смерть.
21: неприкосновенность жилища граждан. Наказание — смерть.
22-24: возмещение урона, нанесённого человеку грабителями — община или староста должны были возместить весь ущерб.
25: воровство при пожаре — наказание: «человек должен быть брошен в этот огонь».
26: уклонение от воинской службы. Наказание — смерть.
27-39: судьба имущества (поле, сад, дом), выданного царем редуму или баируму, которые за это должны нести воинскую службу. Наследственная передача имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царем собственности, а также передачи его жене или дочери.
40-41: регулируются вопросы гражданского звания путем покупки имущества.
42-46: вопросы аренды поля и ответственности арендатора с указанием штрафов и наказаний за нерадивость.
47: преимущественное право арендатора возобновить аренду.
48: защита арендатора от стихийных бедствий — «проценты за этот год не платить».
49-52: наёмным работникам на поле не принадлежат результаты их труда.
53-56: если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, которая находится на его земле, то в наказание он должен возместить убытки вплоть до продажи его самого в рабство.
57-58: выпас скота на поле. Наказание — 20 гуров зерна за каждый бур площади, если это произошло ранней весной, или 60 гуров зерна, если летом или осенью, причём урожай с испорченного поля должен собрать сам пастух.
59: недопустимость уничтожения садов граждан. Штраф за каждое дерево 1/2 мины серебра.
60-66: регулирование отношений аренды сада, найма садовника. При аренде существующего сада чётко указано, что 2/3 дохода принадлежит хозяину. При закладке нового сада на 5-й год садовник приобретает право на половину сада, но до этого не получает ничего.
67-70: не сохранились.
71: статья, посвящённая свободной купле продаже земли, не являющейся условным держанием.
73: аренда жилища. Авансовый платеж возвращается жильцу полностью, если договор аренды расторгается по инициативе хозяина жилища.
74-87: не сохранились.
88: предельная ставка процента ростовщику: 33,5 % зерном или 20 % серебром. Нарушение курса в большую сторону освобождает должника от обязательств.
89-90: установлен курс возврата долга, взятого серебром, если он возвращается в виде зерна: 100 ка серебра = 1 гур зерна.
91-92: не сохранились.
93-96: ростовщики обязаны засвидетельствовать сделки перед представителем государства. Наказание ростовщику вплоть до потери права на весь долг.
97-98: не сохранились.
99: распределение прибыли и убытков в товариществах — поровну поделить перед богом.
100—282: пока не обобщены. Значительная часть из них относится к семейному праву.