http://luzgin.org/?p=118
Первоначальный сценарий фильма-трилогии «The Matrix»
Матрица: неизвестный финал
Теперь я наконец нашёл ответы на те глупые дыры в сюжете, что мучили меня в первом фильме. Это… Это просто гениально.
Многие кинокритики отмечают, что после концептуальной «Матрицы номер один» ее продолжения слишком сильно отдавали желанием заработать как можно больше денег на успехе предыдущей картины, чтобы считаться достойными фильма-предшественника. Возможно, все могло выглядеть совсем по-другому…
Многие считают, что братья (тогда еще) Вачовски, собственно, сотворили один-единственный фильм, на славе которого и строили всю свою последующую карьеру. Первая «Матрица» гениальна. Вторая и третья части трилогии далеко ушли в сторону чистой коммерции, и этим слегка подпортили послевкусие, но то, что оригинальная картина оказалась выше всех и всяческих похвал — это уж точно.
К сожалению, переполнив сногсшибательными спецэффектами продолжения, забив их под завязку персонажами и второстепенными событиями, авторы «Матрицы» утратили обжигающую простоту оригинала, чему своеобразный хэппи-энд с восходом солнца тоже не способствовал.
Но что вы скажете, если узнаете, каков был оригинальный замысел Вачовски? Будь он воплощен на экране должным образом — и эффект от «Матрицы» был бы усилен втрое, ведь по жестокости финального поворота событий фильм превзошел бы даже «Бойцовский клуб»!
Сценарий «Матрицы» создавался Вачовски на протяжении более чем пяти лет. Годы непрерывного труда породили целый иллюзорный мир, густо пронизанный сразу несколькими сюжетными линиями, время от времени причудливо переплетавшимися между собой. Адаптируя свой колоссальный труд для экранизации, Вачовски изменили так много, что, по их же собственному признанию, воплощение их замыслов оказалось лишь «фантазией по мотивам» той истории, что была придумана в самом начале. Хотя, конечно, основная идея всегда оставалась неизменной.
Самое интересное заключается в следующем: на определенном этапе из сценария в конечном итоге была убрана на редкость занимательная составляющая — суровый финальный твист. Дело в том, что с самого начала Вачовски задумывали свою трилогию как фильм с, пожалуй, самым печальным и безысходным концом, какой только можно себе представить. Судя по обширному фрагменту сценария, который был отвергнут весь целиком на этапе согласования производства картины с продюсером Джоэлом Сильвером, мы лишились на редкость ошеломляющего финала, который уж точно смотрелся бы лучше того «хэппи-энда», который в конце концов попал на экраны.
Прежде всего, стоит оговориться, что сценарные наброски и разные варианты одного и того же фильма, будучи отвергнутыми, далее не дорабатывались, поэтому многое осталось не увязанным в стройную систему. Так, в «грустном» варианте трилогии события второй и третьей частей довольно сильно урезаны. При этом в третьей, заключительной части начинается развертывание настолько суровой интриги, что она практически ставит с ног на голову все события, происходившие ранее по сюжету. Точно так же финал шьямалановского «Шестого чувства» полностью перетряхивает все события фильма с самого его начала. Только в «Матрице» зритель новыми глазами должен был взглянуть практически на всю трилогию. И очень жаль, что Джоэл Сильвер настоял на реализованном варианте — этот явно лучше.
Итак, оригинальный сценарий истории:
С момента окончания событий первого фильма проходит шесть месяцев. Нео, находясь в реальном мире, обнаруживает у себя невероятную способность воздействовать на окружающее: сперва он поднимает в воздух и гнет ложку, лежащую на столе, потом определяет положение машин-Охотников за пределами Зиона, потом в бою со Спрутами уничтожает одного из них силой мысли на глазах потрясенной команды корабля.
Нео и все окружающие не могут найти объяснение данному феномену. Нео уверен, что этому есть веская причина, и что его дар как-то связан с войной против машин, и способен оказать решающее воздействие на судьбу людей (интересно отметить, что в снятом фильме эта способность тоже есть, но она вовсе не объясняется, и на ней даже не особенно заостряют внимание — может, и все тут. Хотя, по здравом размышлении, умение Нео в реальном мире вытворять чудеса не имеет абсолютно никакого смысла в свете всей концепции «Матрицы», и выглядит просто странно).
Итак, Нео отправляется к Пифии, чтобы получить ответ на свой вопрос, и узнать, что ему делать дальше. Пифия отвечает Нео, что не знает, почему он обладает сверхспособностями в реальном мире, и как они связаны с Предназначением Нео. Она говорит, что тайну Предназначения нашего героя может открыть только Архитектор — верховная программа, создавшая Матрицу. Нео ищет способ встретиться с Архитектором, проходя через неимоверные трудности (здесь участвуют уже известные нам Мастер ключей в плену у Меровингена, погоня на шоссе и прочее) .
»’И вот Нео встречается с Архитектором. Тот открывает ему, что город людей Зион уничтожался уже пять раз, и что уникальный Нео был намеренно создан машинами для того, чтобы олицетворять для людей надежду на освобождение, и таким образом сохранять спокойствие в Матрице и служить ее стабильности. Но когда Нео спрашивает у Архитектора, какую роль во всем этом играют его сверхспособности, проявляющиеся в реальном мире, Архитектор говорит, что ответ на этот вопрос никогда не может быть дан, ибо он приведет к знанию, которое уничтожит все, за что сражались друзья Нео и он сам.
To be concluded…
Третий фильм
После разговора с Архитектором Нео понимает, что здесь скрыта какая-то тайна, разгадка которой может принести долгожданный конец войны между людьми и машинами. Его способности становятся все сильнее. (В сценарии есть несколько сцен с впечатляющими боями Нео с машинами в реальном мире, в котором он развился до ультимативного супермена, и может почти то же, что и в Матрице: летать, останавливать пули и прочее)»’
В Зионе становится известно, что машины начали движение к городу людей с целью убить всех вышедших из Матрицы, и все население города видит надежду на спасение в одном только Нео, который вытворяет прямо-таки грандиозные вещи — в частности, получает умение устраивать мощные взрывы там, где он хочет.
Тем временем вышедший из-под контроля главного компьютера агент Смит, ставший свободным и получивший умение бесконечно копировать себя, начинает угрожать уже самой Матрице. Вселившись в Бэйна, Смит проникает также и в реальный мир.
Нео ищет новой встречи с Архитектором, чтобы предложить ему сделку: он уничтожает агента Смита, разрушив его код, а Архитектор открывает Нео тайну его сверхспособностей в реальном мире и останавливает движение машин на Зион. Но комната в небоскребе, где Нео встречался с Архитектором, пуста: создатель Матрицы поменял свой адрес, и теперь никто не знает, как его найти. Ближе к середине фильма происходит тотальный коллапс: агентов Смитов в Матрице становится больше, чем людей и процесс их самокопирования нарастает как лавина, в реальном мире машины проникают в Зион, и в колоссальной битве уничтожают всех людей, кроме горстки уцелевших во главе с Нео, который, несмотря на свои сверхспособности, не может остановить тысячи машин, рвущихся в город.
Морфеус и Тринити гибнут рядом с Нео, героически защищая Зион. Нео в страшном отчаянии увеличивает свою силу до совсем уж неимоверных масштабов, прорывается к единственному уцелевшему кораблю («Навуходоносор» Морфеуса), и покидает Зион, выбираясь на поверхность. Он направляется к главному компьютеру, чтобы уничтожить его, мстя за гибель жителей Зиона, и особенно — за смерть Морфеуса и Тринити.
На борту «Навуходоносора» прячется Бэйн-Смит, пытающийся помешать Нео уничтожить Матрицу, поскольку он понимает, что при этом погибнет и сам. В эпической драке с Нео Бэйн также проявляет суперспособности, выжигает Нео глаза, но в конце концов погибает. Далее следует совершенно сногсшибательная сцена, в которой ослепший, но все равно все видящий Нео сквозь мириады врагов прорывается к Центру и устраивает там грандиозный взрыв. Он буквально испепеляет не только Центральный Компьютер, но и самого себя. Миллионы капсул с людьми отключаются, свечение в них пропадает, машины замирают навсегда и взору зрителя предстает погибшая, пустынная планета.
Яркий свет. Нео, совершенно неповрежденный, без ран и с целыми глазами, приходит в себя сидящим в красном кресле Морфеуса из первой части «Матрицы» в абсолютно белом пространстве. Он видит перед собой Архитектора. Архитектор говорит Нео, что потрясен тем, на что способен человек во имя любви. Он говорит, что не учел ту силу, которая вселяется в человека, когда он готов пожертвовать своей жизнью ради других людей. Он говорит, что машины на это не способны, и поэтому они могут проиграть, даже если это кажется немыслимым. Он говорит, что Нео — единственный из всех Избранных, который «смог зайти так далеко».
Нео спрашивает, где он. В Матрице, отвечает Архитектор. Совершенство Матрицы заключается, в числе прочего, еще и в том, что она не допускает, чтобы непредвиденные события нанесли ей хоть малейший ущерб. Архитектор сообщает Нео, что они сейчас находятся в «нулевой точке» после перезагрузки Матрицы, в самом начале ее Седьмой Версии.
Нео ничего не понимает. Он говорит, что только что уничтожил Центральный Компьютер, что Матрицы больше нет, как и всего человечества. Архитектор смеется, и сообщает Нео нечто, шокирующее до глубины души не только его, но и весь зрительный зал.
Зион — это часть Матрицы. Для того, чтобы создать для людей видимость свободы, для того, чтобы дать им Выбор, без которого человек не может существовать, Архитектор придумал реальность внутри реальности. И Зион, и вся война с машинами, и агент Смит, и вообще все, что происходило с самого начала трилогии, было спланировано заранее и является не более чем сном. Война была только отвлекающим маневром, а на самом деле все, кто погиб в Зионе, боролся с машинами, и сражался внутри Матрицы, продолжают лежать в своих капсулах в розовом сиропе, они живы и ждут новой перезагрузки системы, чтобы снова начать в ней «жить», «бороться» и «освобождаться». И в этой стройной системе Нео — после его «перерождения» — будет отведена все та же самая роль, что и во всех предыдущих версиях Матрицы: вдохновлять людей на борьбу, которой нет.
Ни один человек никогда не покидал Матрицу с момента ее создания. Ни один человек никогда не умирал иначе, как согласно плану машин. Все люди — рабы, и это никогда не изменится.
Камера показывает героев фильма, лежащих в своих капсулах в разных уголках «питомников»: вот Морфеус, вот Тринити, вот капитан Мифунэ, погибщий в Зионе смертью храбрых, и многие, многие другие. Все они безволосы, дистрофичны и опутаны шлангами. Последним показывают Нео, выглядящего в точности так же, как в первом фильме в момент его «освобождения» Морфеусом. Лицо Нео безмятежно.
Вот как объясняется ваша суперсила в «реальности», говорит Архитектор. Этим же объясняется и существование Зиона, который люди «никогда не смогли бы построить таким, каким вы его видели» из-за нехватки ресурсов. И неужели, смеется Архитектор, мы позволяли бы освобожденным из Матрицы людям скрываться в Зионе, если у нас всегда была возможность либо убить их, либо подключить к Матрице снова? И неужели нам нужно было ждать десятилетия, чтобы уничтожить Зион, даже если бы он существовал? Все-таки вы нас недооцениваете, мистер Андерсон, говорит Архитектор.
Нео, с помертвевшим лицом глядящий прямо перед собой, пытается осознать происшедшее, и бросает последний взгляд на Архитектора, который говорит ему на прощание: — «В Седьмой Версии Матрицы миром будет править Любовь».
Звучит будильник. Нео просыпается, и выключает его. Последний кадр фильма: Нео в деловом костюме выходит из дома, и быстрым шагом направляется на работу, растворяясь в толпе. Под тяжелую музыку начинаются финальные титры.»’
Мало того, что этот сценарий выглядит более стройным и понятным, мало того, что в нем действительно блестяще объясняются сюжетные дыры, которые были оставлены без объяснений в экранизации — он еще и гораздо лучше вписывается в мрачный стиль киберпанка, чем исполненный «надежды» конец увиденной нами трилогии. Это не просто Антиутопия, но Антиутопия в своем самом жестоком проявлении: конец света давно позади, и ничего нельзя исправить.
Но продюсеры настояли на хэппи-энде, пусть и не особенно радостном, а еще их условием было обязательное включение в картину эпичного противостояния Нео и его антипода Смита как некого библейского аналога битвы Добра и Зла. В итоге довольно навороченная философская притча первой части досадно выродилась в набор виртуозных спецэффектов без особенно глубокой задней мысли.
Это никогда не будет снято. Остается только представлять, как это могло быть. И это могло быть очень, очень круто.
матрица - один из немногих фильмов, которые я время от времени пересматриваю.
один из комментов под статьей:
"я думаю от такого финала отказались, потому что никакими спецэффектами не смогли сделать дистрофичным мордатого Ларри Фишберна"
"я думаю от такого финала отказались, потому что никакими спецэффектами не смогли сделать дистрофичным мордатого Ларри Фишберна"
Лоуренс блеать!
Ещё во время первого просмотра 2-3 частей матрицы возникло подозрение, что реальный мир на самом деле матрица. На это много всяких странностей указывало, а теперь вот оказывается, что так и было задумано...
ИМХО лучшим исходом был бы не хеппи энд, и не б3зbIсх0дн0стb, а неясный финал, с достаточным количеством намёков, чтобы зритель сам додумал историю со счастливым или грустным концом.
ИМХО лучшим исходом был бы не хеппи энд, и не б3зbIсх0дн0стb, а неясный финал, с достаточным количеством намёков, чтобы зритель сам додумал историю со счастливым или грустным концом.
ПОДДЕРЖИВАЮ, бро! ты озвучил мои мысли!
We must go deeper прям. Такие истории, на мой взгляд, не должны иметь конца, который ставит точку в истории. Так что альтернативный вариант не многим лучше экранного.
"Миром будет править любовь", Матрица в матрице, ГГ который качается как в аниме, зачем все это нужно.
Вот она - настоящая безысходность!)
Мораль такова что и в ИРЛ вроде бы есть свобода выбора и есть иллюзия сопротивления режимам, корпорациям, рынку, потреблятству и так далее - но на самом деле, нету никакого споротивления, все уже решено. Все тщетно.
вечно продюссеры диктуют свои условия - ведь их цель бабло, а не искусство.
Оставлю комментарий, чтобы прочесть вечером
вечером
это мне напомнило историю с финалом очень, очень годного фильма "Эффект бабочки". прокатный хэппи-энд не идет ни в какое сравнение, по силе восприятия, с реальным режиссерским финалом. надеюсь, кто не в курсе, не посчитают за спойлер, если я скажу, что там та еще безысходность....
А можно ссылку с финалом?
конечно можно, но я настоятельно рекомендую посмотреть полностью весь фильм. ищите "режиссерская версия". дело же не только в финале, у всего фильма совсем другой смысл появляется.
да вроде всё понятно было, что их "реальность" это матрица, ну, по крайней мере, так я всегда думал =)
зы: первый фильм шедевральный, остальные так себе, но есть два момента, которые я люблю пересматривать, это битва на шоссе и битва за Зеон.
зы: первый фильм шедевральный, остальные так себе, но есть два момента, которые я люблю пересматривать, это битва на шоссе и битва за Зеон.
да все ок, нет никакой ложки
Значит Бродвей был прав :-))
Нет, если серьёзно, меня лично устроил весь сюжет и дыр я в нём не нашёл. Нео не гнул ложки в реале, но мог влиять на машины постольку поскольку аномалия "избранного" в его мозгах связана с источником (о чём сказала пифия), как и все машины. Кроме того, из описанного сюжета совершенно не понятна роль Пифии, в фильме же у неё по сути главная роль - каждое её слово, будь оно сказано чуть иначе, не привело бы к такой силище Нео, не привело бы к рождению Смитов, и, как следствие, не привело бы к возможности поставить условие машинам, приведшее в конечном итоге к миру. Так же не понятна её роль как "матери" матрицы, программы интуитивного контроля вследствие неспособности архитектора полностью описать мир математикой. Выходит, что ему всё удалось, и пифия была не нужна, спрашивается, зачем она вообще существует? Или вместе с суб-матрицей существует ещё и какая-нибудь суб-пифия? Вобщем, в фильме сюжет стройный, а описанный сюжет порождает множество вопросов...
Но чего я никак не могу понять ни тут ни в фильме -- зачем вообще нужны поля людей? :-) Что за "источник энергии", разве из людей не получается вся та же энергия, которая была на них затрачена, минус тепловые потери? Или они что, как-то нарушают закон сохранения?
Нет, если серьёзно, меня лично устроил весь сюжет и дыр я в нём не нашёл. Нео не гнул ложки в реале, но мог влиять на машины постольку поскольку аномалия "избранного" в его мозгах связана с источником (о чём сказала пифия), как и все машины. Кроме того, из описанного сюжета совершенно не понятна роль Пифии, в фильме же у неё по сути главная роль - каждое её слово, будь оно сказано чуть иначе, не привело бы к такой силище Нео, не привело бы к рождению Смитов, и, как следствие, не привело бы к возможности поставить условие машинам, приведшее в конечном итоге к миру. Так же не понятна её роль как "матери" матрицы, программы интуитивного контроля вследствие неспособности архитектора полностью описать мир математикой. Выходит, что ему всё удалось, и пифия была не нужна, спрашивается, зачем она вообще существует? Или вместе с суб-матрицей существует ещё и какая-нибудь суб-пифия? Вобщем, в фильме сюжет стройный, а описанный сюжет порождает множество вопросов...
Но чего я никак не могу понять ни тут ни в фильме -- зачем вообще нужны поля людей? :-) Что за "источник энергии", разве из людей не получается вся та же энергия, которая была на них затрачена, минус тепловые потери? Или они что, как-то нарушают закон сохранения?
И ещё модель описанного сюжета часто пародировалась вроде "тут такое закрутилось, и уже не понятно как в следующей серии герои вернутся в привычное русло, а оказывается это всё сон", типа, неуважение к зрителям.. Они же болели за реальные действия Нео, а не за его сон. Так что это получается не грустная концовка, а "напрасно вы всё это смотрели, ничего этого не было"-концовка..
Вообще поля людей и саму матрицу должен был объяснить архитектор мол человечество нас хотело уничтожить, мы выиграли, но их истреблять не стали, мол мы не такие звери как вы, но и себя в обиду не дадим. Это "подарок" людям от расы машин.
"Джоэл Сильвер" - запомним имя мудака, превратившего шедевр в голливудское абы что.
А теперь вопрос на миллион: это действительно правда, или просто что-то вроде фанфика фаната?
это НЕ правда
было уже
так это наоборот хеппиэнд. вот в оригинале концовка ужасна. миллиарды людей проснутся ото сна в мертвом мире. все что им останется это долго и мучительно умирать от голода.
скажем так не миллиарды но посыл верен - эту ораву только поедание друг друга спасет. А финал альтовый реально есть - после Революции что-то такое всплывало
В общем-то, матрёшка виртуальных реальностей - вещь не новая. Одновременно с "Матрицей" был ведь ещё и "13 этаж", где тема вложенных реальностей раскрыта весьма подробно, пусть и отнюдь не так эпично.
о, отличное кино, спасибо, надо пересмотреть, пока больничный.
Могу и ошибаться но вроде архитектор говорил что цикл меняется раз в несколько тысяч лет, возможно это было из мультов.
На это также намекала Моника (не помню как её звали в матрице)
что были в разные времена свои защитники программы вампиры,призраки и т.д. но люди находили способы их уничтожать,
До Нео было 5 предшественников, которые умирали перезагружая матрицу.
Почему в этом сценарии Нео опять проснулся в матрице непонятно ))
На это также намекала Моника (не помню как её звали в матрице)
что были в разные времена свои защитники программы вампиры,призраки и т.д. но люди находили способы их уничтожать,
До Нео было 5 предшественников, которые умирали перезагружая матрицу.
Почему в этом сценарии Нео опять проснулся в матрице непонятно ))
Нео и был этими 5 избранными.
Мое имхо - появление суперсилы в реальности уже недвусмысленно намекает на то, что "реальный мир" нереален, поэтому сюрпризом это не будет.
Согласен. С того момента, как Нео согнул бы ложку в "реальном мире", конец был бы немного предсказуем.
не вижу смысла судить, какой вариант лучше. в любом случае что снято, то снято (и кстати неплохо снято), и переснимать вряд ли будут.
вариант интересно было почитать, порадовал воображение. безусловно такой финал произвел бы сильное впечатление
вариант интересно было почитать, порадовал воображение. безусловно такой финал произвел бы сильное впечатление
киберпанк всегда был специфической едой, которую толстые американские подростки вряд ли бы переварили. Поэтому 2я и 3я часть вполне естественны.
"В итоге довольно навороченная философская притча первой части досадно выродилась в набор виртуозных спецэффектов без особенно глубокой задней мысли."
Можно подумать, в этом варианте овердохуя глубокого смысла и нет сраных спецэффектов.
Можно подумать, в этом варианте овердохуя глубокого смысла и нет сраных спецэффектов.
можно подумать в твоем комментарии овердохуя смысла
Можно подумать, что я деятель искусства, и коммент на реакторе - книга, сценарий или драма, чтобы я выражала им овердохуя глубокий смысл.
тем не менее, оценку сценария ты даешь как невъебенно компетентный деятель искусства и киноиндустрии
Нет конечно, я и не обладаю даже соответственным терминологическим словарем. Однако даже на уровне простого обывателя могу сравнить.
лучше бы я оставался в той реальности, где я не знал, как это всё задумывалось изначально и что из этого вышло. просто нет слов....
Бро, ты как раз в такой реальности и живёшь.
На самом деле, даже интересно пересмотреть фильм с этой точки зрения. Вариант, где Зион — тоже часть Матрицы считаю более сильным, даже если эта история про оригинальный сценарий —фейк ). Всё это очень напоминает современное мироустройство, когда людям предоставляется выбор между двумя иллюзиями...
Вот честно слово, многие же недавно смотрели фильм "Начало"? Со всеми этими уровнями и т.д. ну вот отличный фильм же, но разве не круче было бы уронить гребанный волчек на последнем кадре?? гораздо больше пищи для размышлений было бы. Хэппи энды гавно, все годные концепты в мусор превращают.
Концовка Inception предполагает как раз хэппи энд
В финальной сцене оставлен элемент неопределённости в стиле «Бегущего по лезвию»: экран затемняется как раз в тот момент, когда волчок начинает заметно вибрировать, возможно, готовясь прекратить своё вращение. Наблюдательный зритель заметит, что через фильм пропущены повествовательные мотивы, служащие индикаторами того, где происходит действие — во сне или в реальности.Во сне Кобб ощущает присутствие жены, чувствует себя по-прежнему женатым, поэтому на его пальце всегда заметно обручальное кольцо. В реальности(включая, возможно, самую последнюю сцену) он кольца уже не носит.Волчок крутится бесконечно долго только во сне. Во всех сценах, где Кобб не носит кольца, волчок в конце концов уступает физическим законам и останавливается
В финальной сцене оставлен элемент неопределённости в стиле «Бегущего по лезвию»: экран затемняется как раз в тот момент, когда волчок начинает заметно вибрировать, возможно, готовясь прекратить своё вращение. Наблюдательный зритель заметит, что через фильм пропущены повествовательные мотивы, служащие индикаторами того, где происходит действие — во сне или в реальности.Во сне Кобб ощущает присутствие жены, чувствует себя по-прежнему женатым, поэтому на его пальце всегда заметно обручальное кольцо. В реальности(включая, возможно, самую последнюю сцену) он кольца уже не носит.Волчок крутится бесконечно долго только во сне. Во всех сценах, где Кобб не носит кольца, волчок в конце концов уступает физическим законам и останавливается
А еще можно по цветам судить: реальный мир тусклый и без каких-либо ярких оттенков; а в снах доминируют яркие цвета. Последняя сцена тоже наполнена цветом, так что это может значить сон (или же, что желанный сон Кобба увидеть детей наконец сбылся).
Не скажи. Иной раз даже с попыткой предотвратить хеппи-энд получается говно. Тот же пример: МЕ3. Я уже мысленно готовился к смерти Шепа и подсознательно не хотел ХЭ, но разрабы перемудрили. Гребаные 3 кнопки ни в какие ворота не лезут.
ебать афтор открыл америку. предложенный вариант реальности во первых не исключает возможность исполнения киносюжета в своих рамках, во вторых такой вариант крутился у многих в голове, после первого проявления суперспособностей Нео в реале. Ну и вообще, недавно упомянутый в этой клоаке Пол ди Филлипо в своём Рибофанке в последнем рассказе похожий вариант выдал. И вообще, этот вроде как не снятый вариант поинтересней, но так же без особых неожиданностей и новизны.
пока еще самих себя мы не научились выращивать,пока...и официально
Эра Водолея седьмая по счету.
Чтобы написать коммент, необходимо залогиниться