Олёкминск
Репутацией трудолюбивого и зажиточного города Олёкминск обязан секте скопцов. Кто же такие скопцы? Секта существовала со времен Петра I. В 1930-х официально скопцов в СССР уже не было. Благодаря трудолюбию и единству, скопцы создавали целые корпорации со значительными капиталами. Они владели большими участками земель, ладили с местными властями и показывали отличный пример коренным жителям, так как использовали передовые технологии. Сами скопцы были ссыльными людьми. Их селили возле Якутска, близ Нюрбы и Вилюйска. Треть всех скопцов обосновались в Олёкминском округе. Их Спасское село и город разделяла река Алалайка. Отсюда и название церкви и главной улицы города. За что же власти ссылали скопцов из европейской части Росиии и почему именно сюда?
Скопцы считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления — удаления половых органов. Они становились якобы ангелами — бесполыми существами. В Библии и Евангелии при желании можно найти целые фразы об оскоплении, которыми и пользовались вербовщики в секту. Скопцов в XIX веке стали ссылать в Забайкалье и Якутскую область, чтобы те не могли вербовать в свои ряды новых людей. Первая партия сектантов в количестве 595 человек прибыла в Якутскую область в 1861 г. (год отмены крепостничества в России).
Скопцы выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, а также арбузы, тыкву, разводили кур, уток и гусей. Нанятые батраки получали свыше 100 рублей в год. Для сравнения рабочий на заводе получал 300 рублей. Сколько это? В 1897 г. ввели золотой стандарт рубля и 100 рублей были эквивалентны 77 г чистого золота. 11 копеек стоил 1 кг говядины, а 5 рублей — кожаные сапоги.
Но батрак мог мгновенно разбогатеть. Чтобы скопить, нужно было всего лишь оскопиться. Скопец Яковлев имел 2 избы, 10 лошадей, 7 коров, 15 овец и 5 свиней; скопец Запольский имел 3 избы, 9 лошадей, 5 коров, 10 овец, 5 свиней. В условиях отсутствия рождаемости среди членов секты, скопцам нужно было сохранять свое сообщество. Было несколько способов вовлечения новичков: оскопление малолетних родственников, экономическое закабаление, выкуп крепостных крестьян при условии оскопления, соблазнение деньгами, пропаганда "чистоты", эффективная среди юношества. Новоявленный скопец когда-нибудь получал почти все накопленное предыдущими поколениями.
После скопцов Олёкминск продолжал принимать ссыльных граждан: декабристы, народовольцы, разночинцы, большевики. Во многом они приобщили местное население к культуре и образованию.
Скопцы считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления — удаления половых органов. Они становились якобы ангелами — бесполыми существами. В Библии и Евангелии при желании можно найти целые фразы об оскоплении, которыми и пользовались вербовщики в секту. Скопцов в XIX веке стали ссылать в Забайкалье и Якутскую область, чтобы те не могли вербовать в свои ряды новых людей. Первая партия сектантов в количестве 595 человек прибыла в Якутскую область в 1861 г. (год отмены крепостничества в России).
Скопцы выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, а также арбузы, тыкву, разводили кур, уток и гусей. Нанятые батраки получали свыше 100 рублей в год. Для сравнения рабочий на заводе получал 300 рублей. Сколько это? В 1897 г. ввели золотой стандарт рубля и 100 рублей были эквивалентны 77 г чистого золота. 11 копеек стоил 1 кг говядины, а 5 рублей — кожаные сапоги.
Но батрак мог мгновенно разбогатеть. Чтобы скопить, нужно было всего лишь оскопиться. Скопец Яковлев имел 2 избы, 10 лошадей, 7 коров, 15 овец и 5 свиней; скопец Запольский имел 3 избы, 9 лошадей, 5 коров, 10 овец, 5 свиней. В условиях отсутствия рождаемости среди членов секты, скопцам нужно было сохранять свое сообщество. Было несколько способов вовлечения новичков: оскопление малолетних родственников, экономическое закабаление, выкуп крепостных крестьян при условии оскопления, соблазнение деньгами, пропаганда "чистоты", эффективная среди юношества. Новоявленный скопец когда-нибудь получал почти все накопленное предыдущими поколениями.
После скопцов Олёкминск продолжал принимать ссыльных граждан: декабристы, народовольцы, разночинцы, большевики. Во многом они приобщили местное население к культуре и образованию.