"Хлеба и зрелищ!"

Как мы знаем, в Древнем Риме существовала бесплатная раздача хлеба (знаменитая фраза Ювенала "хлеба и зрелищ!" (panem et circenses) известна абсолютно всем). Надо ли говорить, что снабжение плебса продуктами и зрелищами являлось одним из столпов социальной политики, превентивной мерой против возможных волнений простолюдинов. Практика хлебных раздач берет своё начало ещё в Республиканском Риме (первый "хлебный закон" датируется 124 г. до н.э.), но были не очень популярны у патрициев (партия знати), и критиковались сенаторами. Однако уже при Цезаре раздачи получают широкое распространение, более того, они проводятся уже от его имени (а не от имени государства) и носят характер личной милости. Очень удобный способ подкупить толпу и переманить её под свои флаги, не правда ли? С тех пор императоры взяли его на вооружение и старались перещеголять своего предшественника количеством раздаваемых денег, масштабами гладиаторских боев, эпичностью морских баталий, роскошью триумфов и зрелищностью игр в Цирке.

Со времени Августа и до Северов даровой хлеб получают 200 тыс. человек; основные поставщики зерна — Египет и Александрия. Причем, плебеи относились к раздаче как к своему неотъемлемому праву, и не дай бог чиновникам (и даже императору) сплоховать в этом вопросе. Светоний упоминает случай, когда во время неурожаев толпа окружила Августа, обложила отборной бранью и забросала объедками хлеба так. что ему едва удалось сбежать. Это произвело на него такое впечатление, что он принял ряд мер (которые и в будущем неукоснительно соблюдались), чтобы обеспечить непрерывный подвоз зерна в столицу: торговцам обещал твердую прибыль и покрытие убытков, а за постройку торговых кораблей предоставил большие выгоды.

Хлеб выдавался по специальным спискам. Те, кто имел право на бесплатное зерно, получали «хлебную тессеру» — деревянную дощечку с обозначением дня получки и отделения Минуциева портика, где им отпустят их долю зерна (5 модиев ежемесячно; 1 модий — это 8.7 литра, т.е. около 43.5 литров зерна). Эта дощечка была постоянным документом; кроме нее, давалась еще контрольная марка, с которой получатель и шел к Минуциеву портику, отдавал эту марку тому, кто производил раздачу, и получал свой хлеб, который и уносил в мешке. Чиновники собирали вместе полученные марки и затем проверяли число получивших, сверяя списки с контрольными марками.

Существовало даже целое ведомство, которое контролировало выдачу, а также следило за правонарушениями в этой области: сокрытие запасов, продажу зерна по завышенным ценам или обычный недовес, — за которые жестоко карали провинившихся чиновников.

Примечательно, что с 3 века бесплатно раздавать стали не только хлеб, но и вино, а иногда и масло. Неудивительно, что таким образом было несложно купить себе голос толпы, и отвлечь её внимание от важных социальных и политических проблем. Однако такая политика имела и негативный эффект — образовалась целая паразитирующая прослойка общества, единственной целью которых стали игры и бесплатные раздачи пищи, приходившая в ярость в случае, если они не получали желаемого.

В общем–то, с тех пор методы политиков почти не претерпели изменений.