Краткая история пивного алкоголизма. От древних Шумеров до наших дней Ч.1
Начало времён.Пиво изобрели немцы? Бельгийцы? Чехи? А может, китайцы? Хрен там, наливаем по кружке пенного и слушаем о моих похождениях в дремучей древности.
Какие-то странные люди на жаре строят башенку, говорят на одном языке, а потом резко заговорили на разных. Ебанутые какие-то, пиво варят без хмеля, зато кидают вместо пшеницы спельту, ах, да, пшеницы же нет ещё. Протирают ячмень они с этой спельтой, значит, заливают водой, кидают туда травы и оставляют бродить. Ингредиентов не много, но в сумме около 15 сортов выходит. А ещё мне очень их поговорка нравится «не знать пиво — не знать радости». Умеют люди отдыхать! Крупные землевладельцы дают пивоварам зерно, мельницы и сосуды для брожения, так система и работает, а в городе-государстве Ур система разжирела так, что они первыми в истории начали экспорт пива. Ладно, засиделись мы тут, заводим машину времени и прыгаем немного ближе к настоящему.
2800 года до нашей эры, Египет. Попробовал залезть на голову Сфинкса, неаккуратно наступил ему на нос, он подозрительно треснул, и поэтому ушёл подальше, а то мало ли чего. Правят фараоны второй династии, в Нижнем Египте, где почитают Сета, поливают кровью мирных жителей; а на севере варят пиво, ибо время мирное и надо прибухнуть. Жарко, блядь, пить приходится много, для вкуса кидались такие пряности как шафран и анис, для придания целебных свойств кидалась ядовитая мандрагора, поехавшие, блядь, одна история охуительнее другой просто. А пиво крепкое и сладкое, напоминает нынешние барливайны. К чёрту этих ненормальных, а то так и пирамиды строить заставят.
Опять попадаем в Вавилон, но уже во времена Хаммурапи, читаем законы и находим законы о пиве. Стоимость хмельного напитка рассчитывалась из стоимости зерна, повышать цены было запрещено. За дерьмовое пиво пивовара наказывали смертью. Или топили в его продукте, или же заставляли пить, пока не отдаст богам душу. К продавцам, разбавляющим пиво водой, применялись те же виды казни, но иногда их ещё и в реке топили. Половина наливаек в странах СНГ с таким законами позакрывалась бы. Все лекарства тут или разводят, или запивают пивом, ведь людей-то вода губит.
Опять прыгаем во времени и попадаем уже в Персию. Пиво тут не очищали, совсем. Наверху, в пенной шапке, скапливался дроблёный ячмень, внизу выпадал сильный осадок, пить напиток можно было лишь из середины. Как это сделать? Взять трубочку! Персы высасывали пригодную для питья жидкость через трубочку. В богатых домах, в мужской его части, сосуды для пива монтировали в пол, трубочки торчали из него.
Какие-то странные люди на жаре строят башенку, говорят на одном языке, а потом резко заговорили на разных. Ебанутые какие-то, пиво варят без хмеля, зато кидают вместо пшеницы спельту, ах, да, пшеницы же нет ещё. Протирают ячмень они с этой спельтой, значит, заливают водой, кидают туда травы и оставляют бродить. Ингредиентов не много, но в сумме около 15 сортов выходит. А ещё мне очень их поговорка нравится «не знать пиво — не знать радости». Умеют люди отдыхать! Крупные землевладельцы дают пивоварам зерно, мельницы и сосуды для брожения, так система и работает, а в городе-государстве Ур система разжирела так, что они первыми в истории начали экспорт пива. Ладно, засиделись мы тут, заводим машину времени и прыгаем немного ближе к настоящему.
2800 года до нашей эры, Египет. Попробовал залезть на голову Сфинкса, неаккуратно наступил ему на нос, он подозрительно треснул, и поэтому ушёл подальше, а то мало ли чего. Правят фараоны второй династии, в Нижнем Египте, где почитают Сета, поливают кровью мирных жителей; а на севере варят пиво, ибо время мирное и надо прибухнуть. Жарко, блядь, пить приходится много, для вкуса кидались такие пряности как шафран и анис, для придания целебных свойств кидалась ядовитая мандрагора, поехавшие, блядь, одна история охуительнее другой просто. А пиво крепкое и сладкое, напоминает нынешние барливайны. К чёрту этих ненормальных, а то так и пирамиды строить заставят.
Опять попадаем в Вавилон, но уже во времена Хаммурапи, читаем законы и находим законы о пиве. Стоимость хмельного напитка рассчитывалась из стоимости зерна, повышать цены было запрещено. За дерьмовое пиво пивовара наказывали смертью. Или топили в его продукте, или же заставляли пить, пока не отдаст богам душу. К продавцам, разбавляющим пиво водой, применялись те же виды казни, но иногда их ещё и в реке топили. Половина наливаек в странах СНГ с таким законами позакрывалась бы. Все лекарства тут или разводят, или запивают пивом, ведь людей-то вода губит.
Опять прыгаем во времени и попадаем уже в Персию. Пиво тут не очищали, совсем. Наверху, в пенной шапке, скапливался дроблёный ячмень, внизу выпадал сильный осадок, пить напиток можно было лишь из середины. Как это сделать? Взять трубочку! Персы высасывали пригодную для питья жидкость через трубочку. В богатых домах, в мужской его части, сосуды для пива монтировали в пол, трубочки торчали из него.
Примерно так оно и происходило, фильтрацию не любили ни персы, ни египтяне.
Уже персидская фреска.
А из Персии пиво уже попало к скифам, от них к германцам и кельтам. Хотя в том или ином виде пиво существовало во многих странах с незапамятных времен, именно хмель произвел в пивоварении подлинную революцию. Хмелеводство началось в Европе в эпоху великого переселения народов. Кстати, хмель был известен еще в Древней Руси, откуда, вполне возможно, и попал в центральную Европу. Первое упоминание о хмеле относится к VIII веку, однако важнейшим компонентом пива он стал только в XII веке. Впервые добавлять хмель в пиво попробовали при Карле Великом, приблизительно в 800 году. В Германии хмель ценился настолько высоко, что им даже уплачивали государственные пошлины.
Видимо, именно в монастырях возникла и реализовалась идея добавлять в пиво хмель. Монахи, в отличие от ремесленников-пивоваров, вели изыскания системно, кроме того, они были грамотны и записывали результаты своих опытов, сохраняя их для следующих поколений. Монастырское пиво становилось все лучше и лучше, в том числе благодаря хмелю. Охраняемых границ в ту пору в центральной Европе не было, и секреты пивоварения со странствующими монахами перемещались из монастыря в монастырь. В конце концов, монастыри официально получили право заниматься производством и торговлей пивом, превратившись в настоящие форпосты пивоварения, а некоторые сохранили этот статус до наших дней.
Однако в IX веке пиво было почти запрещено для монахов, но одному из церковных иерархов пришла спасительная мысль провозгласить пиво священным напитком, в результате чего было только регламентировано максимальное количество пива, которое ежедневно могли выпивать монахи. В соответствии с этими правилами, даже в самом нищем монастыре каждый монах получал свыше одного литра пива в день. В богатых монастырях их счастливые обитатели могли ежедневно наслаждаться почти тройной дозой напитка.
Немало монастырей проворачивало неплохой бизнес, торгуя пивом, в том числе и пивоварня в монастыре Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году. Вайенштефан можно назвать старейшим действующим предприятием в мире. Только в 1803 году монастырскую пивоварню взяли в свои руки светские власти, объединив ее с сельскохозяйственной школой. В наши дни Вайенштефан относится к Техническому университету города Мюнхена.
Видимо, именно в монастырях возникла и реализовалась идея добавлять в пиво хмель. Монахи, в отличие от ремесленников-пивоваров, вели изыскания системно, кроме того, они были грамотны и записывали результаты своих опытов, сохраняя их для следующих поколений. Монастырское пиво становилось все лучше и лучше, в том числе благодаря хмелю. Охраняемых границ в ту пору в центральной Европе не было, и секреты пивоварения со странствующими монахами перемещались из монастыря в монастырь. В конце концов, монастыри официально получили право заниматься производством и торговлей пивом, превратившись в настоящие форпосты пивоварения, а некоторые сохранили этот статус до наших дней.
Однако в IX веке пиво было почти запрещено для монахов, но одному из церковных иерархов пришла спасительная мысль провозгласить пиво священным напитком, в результате чего было только регламентировано максимальное количество пива, которое ежедневно могли выпивать монахи. В соответствии с этими правилами, даже в самом нищем монастыре каждый монах получал свыше одного литра пива в день. В богатых монастырях их счастливые обитатели могли ежедневно наслаждаться почти тройной дозой напитка.
Немало монастырей проворачивало неплохой бизнес, торгуя пивом, в том числе и пивоварня в монастыре Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году. Вайенштефан можно назвать старейшим действующим предприятием в мире. Только в 1803 году монастырскую пивоварню взяли в свои руки светские власти, объединив ее с сельскохозяйственной школой. В наши дни Вайенштефан относится к Техническому университету города Мюнхена.
Та самая пивоварня
Правь, Британия, морями!
Великобритания. Империя, распространившая свою власть на добрую половину мира. Вместе с властью приходили люди, а вместе с людьми - привычки. А какие у англичан были привычки кроме чая в пять вечера? Конечно же распитие пива! Сперва разберёмся с внутренним рынком, а потом пробежимся по колониям.
Захват новых территорий связан с транспортировкой людей и грузов, для транспортировки нужно сначала всё это счастье загрузить на корабль, а делалось это в портах. Работа сложная, нудная и крайне заёбывающая. Нужно расслабляться. Как? Слегка выпить, но только слегка, а то впереди ещё работа ждёт. Поесть тоже надо бы, а времени мало. Поэтому в Англии и появился портер, в классическом варианте не крепче пяти градусов, плотный, сытный: портовое быдло одновременно и пьёт и ест, все довольны, трюмы забиты и мы готовы к отплытию к дальним берегам.
Вот эти господа, но из мяса и костей работали в портах.
Стоп, не готовы. Где капитан? А капитан сидит в пабе и потягивает традиционный браун эль. Капитану по роду деятельности нельзя нажираться и выглядеть как нищая матросня, поэтому браун не сильно крепкий, до 7 градусов, пьётся легко и обладает приятным ореховым ароматом. Пиво молодое, но достаточно редкое из-за особенностей приготовления и поэтому дорогое, не для всех.
До сих пор сохранились те заведения, где некогда местные пили перед отплытием.
Капитан на месте, обматерил матроса, пытавшегося пронести на борт бочонок биттера, молодого горького пива, выдержанного в бочке; не такое дорогое, но портится быстро... так, отвлеклись. Мы готовы и отправляемся в плавание, нас ждёт Индия.
Индия, жемчужина британской короны. Тонны ресурсов идут оттуда на продажу, но ведь местное быдло не хочет работать, и его надо подстёгивать. Содержится армия, правительство, а оно привыкло к хорошим элям, в Индии варить — не вариант, людей незачем отвлекать (да и зачем региону подобие экономической независимости?), поэтому пиво возили из центра империи. Все как бы хорошо, но далеко же, блядь, прокиснет, как быть? Охмеляем пиво как последнюю сволочь сухим охмелением (добавляем хмель в почти готовый продукт), кидаем пиво в корабли и везём. Да, горько, но армия не срёт сутками напролёт и находятся любители. Почти традиционный биттер - так и получили индийский бледный эль.
Из Индии поплывём к берегам Австралии и Новой Зеландии. Местное население тупо и лениво, а в Австралии вообще тюрьма, да и ресурсов тут не так много, как в Индии, а погода располагает к безделью и прожиганию жизни. Работать неохота, а выпить надо, поэтому берём ружья и плавным движением ударного механизма превращаем аборигенов в работников плантаций и пивоваров. Солнце греет, ветер дует, дожди идут, воздух чистый, поэтому хмель даёт лёгкий травянистый вкус, освежающий в жару. Действительно, зачем тут напиваться? Немного выпить и освежиться, для этого и предназначены австралийские и новозеландские эли.
А теперь и в Новый Свет пора, далеко, пока доплывём на индийском эле. Так, хорошо, приплыли, но пешком-то тоже далековато пилить, пиво прокиснет ведь, надо думать. Так, хмель тут есть, хорошо, кидаем в индийский эль американский хмель и ждём пока случится магия органической химии. Магия случилась, двойное охмеление ещё усилило горечь, но местные сорта дали цветочный вкус, к центру континента запасы кончатся, но там сварим ещё, уже используя местный хмель и получим американский бледный эль. Выпьем же, Боже, храни Королеву!
Как говорят в Бельгии, «Французы делают вино только потому что они не умеют варить пиво»
Бельгия, кусок Европы, через который французы ходили воевать к немцам и наоборот. Примечателен тем, что имеет на своей территории тонну монастырей. Особо выделяется орден Траппистов. Ёба устав, молиться нужно по 11 часов в день, въёбывать на плантациях аки негр в Америке и не выходить в мир от слова совсем. Как тут не свихнуться? Очень просто, забухать. Поэтому традиции Бельгийского пиваврения сильно переплелись с монастырями. Стоит отметить, что монахи в Бельгию поползли из Франции во времена Императора Его Тортейшества Великой Слоистости, так что лягушатники сильно повлияли на местных пивоваров. А монахи в Бельгии выпить любят, да так, чтобы уснуть мертвецким сном и проснуться лишь к утренней молитве, вот и варят они крепчайшую ёбушку, которая бродит по три-четыре раза.
Монастырь Орваль, где монахи варят таки пгекгасные вещи.
Но хрен с ними, с монахами, они продались французам, мала Бельгия, да традиции у неё многовековые. Правда вот жрать зимой нечего, вот и клепали бездрожжевое пиво практически без солода, пахнет оно деревней. Хотя нет, не так, воняет оно лошадиным дерьмом, мокрым сеном и землёй, но щито поделать? Немцы лезут, воюют, нервы гробятся, надо пить. Летом весь этот аромат успешно забивали ягодами и фруктами и пили такое пиво в самую жару на полях. Суть приготовления заключалась именно в разбавлении пива соком, так что градус был смешной, освежало оно очень хорошо и позволяло работать до заката.
Современные примеры фруктово-ягодных штук
Часто пиво выдерживали в бочках, бездрожжевое ведь, хранить надо долго, после появления дрожжей продолжали также выдерживать пиво в бочках, долго выдерживать, да и дрожжи особые были, иногда использовались и бочки из-под вина. Такое пиво делали во Фландрии, на западе страны, на вкус оно напоминало или уксус или вино, которое немцы вывозили из Франции как трофеи, а французы как необходимое топливо.
Примечательно то, что в Восточной Фландрии варился такой же эль, но стиль был больше похож на немецкий, использовался чуть обжаренный солод, дававший горчинку и коричневый цвет. Фландрийские эли ценились и стоили достаточно дорого, чтобы и по сей день вызывать ужас у простого народа своей ценой.
Простому люду ближе был витбир, белое пиво, аналог немецкого пшеничного пива, хотя, как простому люду. В витбир кидали не самый дешёвый кориандр и апельсиновый ликёр, но тем не менее, стоил он значительно дешевле Фландрийского и испить его могли и простые зажиточные купцы.
Особо радуют бельгийские мошенники, в одно время началось сильное двление на подпольное производство алкоголя, а подпольного пива было OCHEN много и чтобы не терять свои сверхприбыли, была найдена лазейка в законе. Не запрещалось смешивать различные зерновые культуры. Что делали те, кто хотел нажиться на бельгийских тружениках, желающих расслабиться после работы в поле? Брали дешёвый молодой ламбик, дорогой старый ламбик и смешивали их. Смешали два зерна, закон не нарушен, продолжаем получать деньги, ещё и цену поднимем и обзовём всё это гёзе. Профит!
Вообще описывать бельгийское пиво — это как объяснять годовалому ребёнку теорию нечётких множеств, если ты сам помнишь только программу седьмого класса. В стране варят и пьют очень много, более 500 сортов, сказывается сильное влияние Франции и Германии. Много пшеничного пива, много пива, похожего на шампанское и вино, вкус зависит от сезона, в котором варилось пиво, от выдержки, это вам не чаехлёбская Бриташка, бухающая дерьмо, лишь бы только дожило до очередной колонии, это Бельгия, только здесь живёт дух старой школы, только здесь бенедиктианцы варят десятиградусное пиво (нет, не Балтику) и служат папскому престолу, гоняя ссаными тряпками голландских протестантов. Это Бельгия, сынок, тут сопьётся даже самый знатный алкаш.
Примечательно то, что в Восточной Фландрии варился такой же эль, но стиль был больше похож на немецкий, использовался чуть обжаренный солод, дававший горчинку и коричневый цвет. Фландрийские эли ценились и стоили достаточно дорого, чтобы и по сей день вызывать ужас у простого народа своей ценой.
Простому люду ближе был витбир, белое пиво, аналог немецкого пшеничного пива, хотя, как простому люду. В витбир кидали не самый дешёвый кориандр и апельсиновый ликёр, но тем не менее, стоил он значительно дешевле Фландрийского и испить его могли и простые зажиточные купцы.
Особо радуют бельгийские мошенники, в одно время началось сильное двление на подпольное производство алкоголя, а подпольного пива было OCHEN много и чтобы не терять свои сверхприбыли, была найдена лазейка в законе. Не запрещалось смешивать различные зерновые культуры. Что делали те, кто хотел нажиться на бельгийских тружениках, желающих расслабиться после работы в поле? Брали дешёвый молодой ламбик, дорогой старый ламбик и смешивали их. Смешали два зерна, закон не нарушен, продолжаем получать деньги, ещё и цену поднимем и обзовём всё это гёзе. Профит!
Вообще описывать бельгийское пиво — это как объяснять годовалому ребёнку теорию нечётких множеств, если ты сам помнишь только программу седьмого класса. В стране варят и пьют очень много, более 500 сортов, сказывается сильное влияние Франции и Германии. Много пшеничного пива, много пива, похожего на шампанское и вино, вкус зависит от сезона, в котором варилось пиво, от выдержки, это вам не чаехлёбская Бриташка, бухающая дерьмо, лишь бы только дожило до очередной колонии, это Бельгия, только здесь живёт дух старой школы, только здесь бенедиктианцы варят десятиградусное пиво (нет, не Балтику) и служат папскому престолу, гоняя ссаными тряпками голландских протестантов. Это Бельгия, сынок, тут сопьётся даже самый знатный алкаш.
Далеко не полный ассортимент бельгийских пив
Голландский сыр, штурвал и пиво.
Очередная морская держава с пивом и портовыми шлюхами. Голландия, испытывала проблемы Британии при перевозке пива, попала под влияние Бельгии и Германии. Обусловлено это тем, что Бельгия долгое время входила в состав королевства, да и просто рядом находится, как и собственно Германия.
В Голландии также есть орден траппистов, любящий и умеющий прибухнуть, есть и сорта, характерные для Германии, но суть страны заключается в плаваниях к далёким берегам.
Монастыри есть даже там
К чёрту чаехлёбские методы, изобретём свои. Берём пиво, долго выдерживаем его, сбраживаем верховым брожением и получаем крепкий и стойкий к длительным перевозкам голландский вариант немецкого Бока. На севере страны довольно прохладно, поэтому согреваться надо часто и много, Бок варится каждый сезон и каждый раз получается разным, но уйдёт он на корабли, морякам оно нужнее, а так как вернутся они не скоро, то народ должен сам себе сварить пиво, трубы-то горят.
Берём Бельгийский амбер, выдерживаем и... Получаем амбер, способный согреть в лютый мороз. Земли у нас плодородные, сырья много, можно и рожь использовать при варке пива. В этой стране концепция ржаного пива и была доведена до совершенства. Градусов не так и много, но очень плотное и сытное, как ржаной хлеб. Действительно, кто сказал, что пиво это не еда?
Лагеры варят везде, а лучшие лагеры варят в Голландии. Варят на юге, где теплее и не надо нажираться до скотского состояния, чтобы не околеть от холода, варят давно и успешно. Это пиво точно не для дальних путешествий, оно создано для полевых работ, варится так, чтобы градус был минимальным.
А теперь перейдём на влияние Британской короны. Простой браун эль для среднего класса был взят и переработан в... В дешёвый и крепкий браун, ибо холодно и надо далеко плавать, а тупые островитяне не додумались просто повысить градус, смекалочка-то работает у наших людей!
Да, это уже современные Нидерланды, но суть сохранена. Крепкое, плотное пиво, не дававшее впасть в уныние.
Важное замечание, Голландия славится не только своими лагерами, но и не менее своими пилсами, это один из немногих сортов, родившихся именно в Нидерландах. Похож на лагер, сильно похож на лагер, но не лагер. Вкусно, лёгенько, освежающе, подойдёт для отдыха после работ на земле, но не в море, хранится оно мало.
Ещё один яркий представитель именно Голландской школы — эли с кинзой. Ценовая категория в районе английского брауна, чуть дешевле, позволить его себе могли многие, но не все.
Делаем вывод и заканчиваем с Нидерландами. Сами они не так много сварили нового, но пили все слои населения, как бедняки с лагерами и пилсами, так и короли с бельгийскими сортами, Британия сильно повлияла на Голландию в ходе войн, Бельгия входила в состав страны, а Германия пробегала мимо.
И бонус. Не совсем российское пиво, но без Российской Империи этого сорта просто бы не было. 18 век, Британия поит своим пивом всю Европу. Покупают, как правило, тёмные сорта. Портеры взлетают в цене и их уже может купить лишь средний класс, стауты же своей ценой пробивают потолок и скидывают Аллаха на землю, поэтому стауты пили при дворцах. Мы получаем имперский стаут. Русский Амператор тоже хочет отведать заграничного напитка, но далеко жеж, блядь, портится, а по морю всё растрясётся и пить будет невозможно, охмелять нельзя, как быть? И тут на помощь приходит голландский опыт. Повысить плотность, как? Повысив градус! Бактерии дохли в спирте, плотность не давала слишком сильно взбалтываться напитку и к императору доходил свежий и вызревший стаут, все счастливы и довольны. Бриташка получает деньги, царская семья пьёт крепкое и непрозрачное пиво.
Радость продолжалась до начала 20 века, династия прервалась, да и в Европах монархии были уже не те, о стаутах забыли, как забыли и о Русском Имперском стауте на долгие годы, а затем началось возрождение культуры, но началось оно только недавно.
РИС из Нидерландов
Till Valhall!
Перекатываемся из тёплой изнеженной Европы в Европу северную и суровую. В предыдущих частях я что-то там писал о холоде, я врал. Сейчас вы узнаете, что такое холод. Мы в Норвегии, стране фьордов и бородатых скандинавов. Пиво в этих краях стоило сумасшедшие деньги, ибо холодно, нет, пиздец какой ебун, сырья мало, поэтому данный напиток носил в основном ритуальный характер.
Однако, не смотря на климат, пивоварение тут зародилось ещё до нашей эры, в южных частях страны, разумеется. В те славные времена пиво варили все одинаковое, ибо дрожжей не было, фильтрация и осветление вообще не нужны были, поэтому перенесёмся уже в нашу эру, когда христианство пришло в эту северную страну. Интересен один закон, согласно которому важные сделки должны заключаться в церкви, в пивной или на корабле.
С церковью всё понятно, Бог свидетель и т.д., корабль, тоже логично, море рядом, предки веселились как могли на нём, но какого чёрта тут забыла пивная? Вспоминаем, что пиво дорогое, носит ритуальный характер. Пережиток язычества, старые Боги видят, да и народу вокруг много. Норвежцы куда охотнее заключали сделки в пивной.
И что же они там пили? Этот же закон обязывал, именно обязывал, варить землевладельцев пиво к рождеству. В языческий период варили к Йолю, сейчас такое пиво называется рождественским и варится где угодно, но в те времена монополию держала холодная Норвегия. Чем оно выделялось? В него шли различные травы, приправы, сиропы, придающие пиву согревающий эффект. Этакий глинтвейн получался. Добавление приправ в разы увеличивало стоимость пива, но пили его только на рождество. Рождественское пиво обязано было быть крепким, чем крепче, тем лучше хозяин, сваривший его. Слабоалкогольное пиво выливалось, ибо считалось, что его разбавили своей мочой ведьмы и черти.
Однако, не смотря на климат, пивоварение тут зародилось ещё до нашей эры, в южных частях страны, разумеется. В те славные времена пиво варили все одинаковое, ибо дрожжей не было, фильтрация и осветление вообще не нужны были, поэтому перенесёмся уже в нашу эру, когда христианство пришло в эту северную страну. Интересен один закон, согласно которому важные сделки должны заключаться в церкви, в пивной или на корабле.
С церковью всё понятно, Бог свидетель и т.д., корабль, тоже логично, море рядом, предки веселились как могли на нём, но какого чёрта тут забыла пивная? Вспоминаем, что пиво дорогое, носит ритуальный характер. Пережиток язычества, старые Боги видят, да и народу вокруг много. Норвежцы куда охотнее заключали сделки в пивной.
И что же они там пили? Этот же закон обязывал, именно обязывал, варить землевладельцев пиво к рождеству. В языческий период варили к Йолю, сейчас такое пиво называется рождественским и варится где угодно, но в те времена монополию держала холодная Норвегия. Чем оно выделялось? В него шли различные травы, приправы, сиропы, придающие пиву согревающий эффект. Этакий глинтвейн получался. Добавление приправ в разы увеличивало стоимость пива, но пили его только на рождество. Рождественское пиво обязано было быть крепким, чем крепче, тем лучше хозяин, сваривший его. Слабоалкогольное пиво выливалось, ибо считалось, что его разбавили своей мочой ведьмы и черти.
Стоит также выделить поминальное пиво, Gravøl, оно не должно было быть крепким, на похоронах и поминках не упивались с горя, а чтили память умершего. Тёмное пиво с лёгкими медовыми и цветочными нотками с жжёным вкусом. Также на похоронах пили наследственное пиво, его испить имел право лишь старший сын, становящийся главой семьи. Ничем особенным оно не выделялось, так как являлось последним пивом, сваренным умершим и зависело от обстоятельств его смерти.
Нельзя забывать о знаменитом хмельном мёде, который должен быть каждый хозяин на случай праздника или встречи важных гостей, увы, сейчас рецепт его неизвестен и забыт много веков назад. Неимоверно дорогой продукт, хоть и дешевле вина, ибо пчёлы холод не очень любят так что в Норвегию особо не заглядывают.
Внезапно Нидерланды оказали влияние на всю Скандинавию и привили ей любовь к пилсам, да и всей Европе, что уж тут. Как они это сделали? Для меня это является тайной, покрытой мраком. Лёгкое простое пиво в холодной стране? Увольте, в России-то не везде оно подойдёт, но тут мы уже перескочили в 19 век. Почему? Всё просто в средние века норвежцы пили куда меньше прежнего и пивоварение вновь возродилось лишь в 18 веке, а в середине 19 самобытность норвежского пива была убита принятием аналога немецкого закона о чистоте. Пиво могло состоять лишь из хмеля, солода и воды, всё, никаких добавок, этот закон отменили только в 1994 году, но память о нём ещё жива и культура пивоварения только возрождается.
Продолжение следует...