Но он понимал, что церковь хуйня
какая-то конкретно или все вместе?
Церковь х...ня как система или социальный институт. В понимании классика.
В последние два десятилетия жизни Толстой, будучи верующим человеком, крещённым в православии, в ряде произведений, особенно в романе «Воскресение» ясно показал, что не принимает ряд важнейших догматов православной Церкви. Он также распространял брошюры с описанием своего собственного понимания христианства, далёкого от православного.
Вы наверное недопонимаете термина атеизм. Отрицание существования бога и несогласие с социальными институтами основанными на поклонении ему, разные вещи. Это вопрос социальный, а не вопрос веры.
Верующий, но выстраивающий свою модель веры, с отказом от догматов религии - намного опаснее для института Церкви, чем атеист.
Особенно если это башковитый и харизматичный мужик, как Толстой.
Ибо он может "оторвать" от их паствы много больше, чем атеистические брошюрки.
Церковь это отлично понимала... и - соответственно "любила" его.
Особенно если это башковитый и харизматичный мужик, как Толстой.
Ибо он может "оторвать" от их паствы много больше, чем атеистические брошюрки.
Церковь это отлично понимала... и - соответственно "любила" его.
атеист это человек отрицающий любую веру в бога, а Толстой был таким же мракобесом как любой другой поп
Мир сложнее, чем простая дихотомия вера-отрицание веры.
Для многих... очень большого количества людей атеизм, без должного воспитания, уровня знаний, опыта, и силы духа - станет упрощением, извратившим свою суть.
И начнёт плодить "просто" людей, отринувших веру.
Человеков, у которых убыло, но не прибыло.
Не все станут атеистами, многие станут просто... потерявшими веру.
А что вольётся в эту пустоту - это уже бабушка надвое сказала.
В СССР именно это ведь и было.
Идеология - заменила идеологию.
Потому люди, подобные Толстому, выстраивающие, поддерживающие соборность духа и веры без религиозности, без догматизма - они важны и полезны.
Повторюсь,они могут увлекать за собой очень многих, позволяют создать плавный отход от догматизма религии, без разрушения "института веры" в человеке.
Именно потому Толстой был так опасен, именно потому заработал такое отношение к себе Церкви, продолжая быть невероятно популярным во всей России.
Он указывал мягкий путь, годный для миллионов - уже сейчас.
Освобождения от догматов, с сохранением нравственных приоритетов.
А вера такая, как у него, сама по себе - это совершенно не агрессивное, мягкое и спокойное понятие.
С такими людьми - жить можно вполне.
Они не будут лезть в карман государству, лезть в головы детям или массово строить церкви.
До атеизма сознательного, уверенного в себе, имеющего основу прочнее, чем простое отрицание богов - надо, знаете ли - дорасти.
У атеистов ведь требования к себе очень высокие, и снижать эту планку не стоит.
Для многих... очень большого количества людей атеизм, без должного воспитания, уровня знаний, опыта, и силы духа - станет упрощением, извратившим свою суть.
И начнёт плодить "просто" людей, отринувших веру.
Человеков, у которых убыло, но не прибыло.
Не все станут атеистами, многие станут просто... потерявшими веру.
А что вольётся в эту пустоту - это уже бабушка надвое сказала.
В СССР именно это ведь и было.
Идеология - заменила идеологию.
Потому люди, подобные Толстому, выстраивающие, поддерживающие соборность духа и веры без религиозности, без догматизма - они важны и полезны.
Повторюсь,они могут увлекать за собой очень многих, позволяют создать плавный отход от догматизма религии, без разрушения "института веры" в человеке.
Именно потому Толстой был так опасен, именно потому заработал такое отношение к себе Церкви, продолжая быть невероятно популярным во всей России.
Он указывал мягкий путь, годный для миллионов - уже сейчас.
Освобождения от догматов, с сохранением нравственных приоритетов.
А вера такая, как у него, сама по себе - это совершенно не агрессивное, мягкое и спокойное понятие.
С такими людьми - жить можно вполне.
Они не будут лезть в карман государству, лезть в головы детям или массово строить церкви.
До атеизма сознательного, уверенного в себе, имеющего основу прочнее, чем простое отрицание богов - надо, знаете ли - дорасти.
У атеистов ведь требования к себе очень высокие, и снижать эту планку не стоит.
Чтобы написать коммент, необходимо залогиниться
Лев Толстой был совсем не атеист если кто не знает )))