Ремонт по-дореволюционному / интерьер :: Реактор познавательный :: Архитектура и дизайн :: Cat_Cat :: интернет :: История :: длиннопост :: дом :: ремонт :: Российская Империя

Российская Империя ремонт дом длиннопост История Cat_Cat Реактор познавательный Архитектура и дизайн интерьер 

Ремонт по-дореволюционному

 Сегодняшний пост о быте и нравах дореволюционной России. Некоторые особенности старых интерьеров можно отчетливо увидеть на картинах, некоторые может подметить внимательный читатель, любящий классику.

Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер

 Самый примитивный "дизайн интерьера", который был и самым массовым - да никакого! Просто деревянный дом без всяких там обоев и паркетов. По мере необходимости щели конопатили обычно паклей. Такой интерьер можно увидеть на картинах многих художников, например, "Новоселье" родившегося и выросшего в деревне передвижника Василия Максимова. А заодно и в большинстве деревенских домов, да и многих мещанских тоже.

Более «серьезным» вариантом было стены оштукатурить и покрасить. Для деревенских домов это долгое время было редкостью, а вот в мещанских встречалось часто. Дешево и сердито. Именно такой незатейливый ремонт, судя по всему, у хозяев, нанимающеюих прислугу на картине Владимира Маковского. Живет семья (судя по характерным усам, военного, возможно, отставного) весьма скромно, но амбиции требуют нанять еще одну девушку в качестве прислуги. Негоже «благородиям», даже бедным, самим готовить и убираться. Просто оштукатуренные стены можно увидеть и на картине Прянишникова «В ожидании шафера» (1890). Часто штукатурку облепляли ненужной бумагой и красили поверх нее.

Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер

 Но были и более презентабельные варианты. Например, обои. Вот только обои по тем временам были понятием более широким. Изначально словом "обои" называли то, чем стены обивали, и речь шла обычно о тканях. Бумажные обои стали популярны с 18 века, а производить их в Европе стали еще раньше, но называли их долгое время бумагами, бумажками. Обычно считается, что бумага была более дешевым вариантом, хотя это не совсем так.

 В 18 веке одним из самых популярных способов украсить стены в том числе в домах дворян - покрыть их холстами, а затем покрасить. Иногда закрашивали одним цветом, но некоторые могли расписать их, превратив стену в большую картину. Дмитрий Благово в "Рассказах бабушки" описывает интерьер бабушкиного дома так: "Все парадные комнаты были с панелями, а стены и потолки затянуты холстом и краской на клею. В зале нарисованы на стенах охота, в гостиной - ландшафты, в кабинете у матушки тоже, а в спальне, кажется, стены были расписаны боскетом, а еще где-то драпировкой или спущенным занавесом. Конечно, это все было малевано домашними мазунами, но, в прочем, очень недурно, а по тогдашним понятиям о живописи даже и хорошо."  

 Подобные настенные художества встречались в России и в 18 веке и в начале 19 иногда тоже. В «Горе от ума» крепостной театр, возможно, украшен аналогично. («Дом зеленью раскрашен в виде рощи, сам толст — его артисты тощи»). Добавление клея делало краску более прочной и водостойкой. В то время модно было в особняках рисовать на стенах пейзажи в подражание интерьерам Версаля. Иногда холсты просто белили без всяких дизайнерских изысков. Довольно часто в первой четверти 19 века в отделке использовались яркие цвета. Изумрудно-зеленый (даже получивший название зеленый графов Апраксиных»), синий («синий бенуа»), красный, вдохновленный в том числе интерьерами зданий, обнаруженных при раскопках Помпей.

 В литературе часто можно встретить упоминание штофных обоев. Обычно под ними подразумеваются обои на тканевой основе, которые к стенам крепились с помощью гвоздиков. Поначалу это было дорогое удовольствие, хотя со временем цены становились все ниже, в том числе по причине появления все большего числа отечественных производителей. Некоторые люди делали обивку стен и мебели из одного и того же материала. К середине 19 века стал популярен относительно недорогой кретон (крепкая хлопковая ткань), а иногда в ход шел и дешевый ситец. Похоже, однотипной тканью задекорирована гостиная в Кусково на акварели Натальи Леоновой.

уш		JiNR Í " у* Я9 * iHLai^^^H
		ч г ЩМ
		H^V V,Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер

 Бумажные обои в Европе стали популярны еще в 18 веке, но выглядели по- разному. В Англии это была дешевая альтернатива тканям, поэтому дизайн был простяцкий. А вот во Франции бумажные обои были достаточно дорогими, потому что делались из качественных материалов, а сложные и многоцветные узоры наносились на них вручную. Особым шиком считались вкрапления ворса (обычно его состригали с бархата и осторожно сыпали на нанесенный на бумагу клей), их называли насыпными. При этом ворс могли еще и приглаживать в разных направлениях, создавая сочетание матового и глянцевого узора. Вообще ценились обои, имитирующие ткани, поэтому, глядя на картины 19 века, часто нельзя точно сказать, что именно там использовано при отделке. Бумажные обои было легче использовать, но стоить они могли дороже штофных. Бумажными обоями изначально был оклеен Елагин дворец, построенный в 1820-х. Поначалу «бумажки» состояли из отдельных листов, которые между собой склеивали. В 1799 году Луи Робер создал аппарат, выпускавший бумагу рулонами. В 1823 году англичанин Пальмер сделал первую обойнопечатную машину, а его соотечественник Престон в 1839 году разработал еще более популярный аппарат для нанесения узоров. Все это сделало бумажные обои дешевле и доступнее. Если еще в первой половине 19 века обои в жилищах обычных горожан встречались редко, а в основном стены просто красили, то во второй они уже стали обычным делом. Стандартный рулон был примерно 47 см в ширину, а длинна была разной. У русских производителей 11-12 аршин, то есть примерно 8-9 м. К концу века самые дешевые отечественные обои стоили 9 копеек за рулон.

шШВ \]	иж	1 ¿яоГ *|^м>Г^Х ^1'
А		Hr í&v
• л-	Ü>iII	Йд1 wf л*^Н(лк V/ч«,Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер

 Сочетание плитки и, скорее всего, недорогих обоев можно увидеть на картине Николая Неврева "Смотрины" (1888). Кстати плитку тоже широко использовался. Чаще всего для отделки печей, иногда на кухне, в начавших появляться в домах ванных, но иногда и в комнатах. В комнатах ее можно увидеть там, где стоял обеденный стол. Это задняя часть печи. Металлический предмет на стене скрывает продух, куда выводилась труба от самовара.

 А вот потолок обычно просто красили. При этом в краску тоже добавляли клей. Такой потолок можно было мыть. Ценное качество, с учетом того, что из-за свечного отопления он мог быстро закоптиться. Изредка можно встретить росписи. С полом вариантов было тоже немного. И самый массовый из них – просто дощатый. Паркет был дорогим удовольствием, поэтому встречался далеко не во всех домах, да и там обычно не во всех комнатах, а только парадных. Чем более сложный рисунок и больше использованных сортов дерева, тем дороже. Так что роспись на потолке и красивый паркет еще раз подчеркивают зрителю, что папенька, к дочери которого на картине Федотова (1848) сватается меркантильный майор, явно в состоянии дать внушительное приданое. В 1863 году Фредерик Уолтон запатентовал напольное покрытие линолеум на основе линоксина – оксидированного льняного масла. Однако массовым производство этой новинки стало только к концу 19 века, и в дореволюционной России она популярной стать не успела.

Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер

 Ну и еще одна характерная особенность домов "благородий" и просто состоятельных россиян - любовь к "показухе" для гостей, а ради нее готовность переплачивать и жертвовать личным комфортом. Во многих домах и квартирах были так называемые парадные комнаты. Хорошо обставленные, с качественным паркетом, и окнами на улицу, что считалось престижным. И все это для гостей, а без них помещения часто не отапливали, и туда могли даже не заходить, проводя жизнь в личных покоях. А там и мебель дешевле, и полы просто дощатые, и окна в унылый двор. Типичная жилая комната на картине Федора Толстого "За шитьем" (1820-е).

,V ■■ I » <—			
ГУ* т?		¿ака^у >- r^,r -л г г^аюгст^«^>ч^*гедгг»тэ1т^. íari*>. •*_ :-, va* *« .Wv£- vir*-f*U # •	
	ÄI		1
1 f*,Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер

Ну и несколько примеров интерьеров на старых фото

Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер

Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер

Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер

ViVí f мкж'4
		ч \,Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер

И немного крестьянского быта начала 20 века. Фотограф Вадим Шульц

Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер

Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер

	
	
\À	
		Y*					
1 !	1			Г J¿/^, Г,Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер

Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер

Часть информации в посте взята в книгах

Ю. Федосюк "что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта xix века"

Е. Юхнева "Петербургские доходные дома"

А. Васильев "Русский интерьер в старинных фотографиях»

___________________________________

Автор сей статьи Торбова


Подробнее


уш JiNR Í " у* Я9 * iHLai^^^H ч г ЩМ H^V V
шШВ \] иж 1 ¿яоГ *|^м>Г^Х ^1' А Hr í&v • л- Ü>iII Йд1 wf л*^Н(лк V/ч«

,V ■■ I » <— ГУ* т? ¿ака^у >- r^,r -л г г^аюгст^«^>ч^*гедгг»тэ1т^. íari*>. •*_ :-, va* *« .Wv£- vir*-f*U # • ÄI 1 1 f*



ViVí f мкж'4 ч \


 \À Y* 1 ! 1 Г J¿/^, Г

Российская Империя,ремонт,дом,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,Реактор познавательный,Архитектура и дизайн,интерьер
Еще на тему
Развернуть
ООО, я долго ждал таких статей. Давай ещё.
korall korall 05.04.202116:33 ответить ссылка 2.1
Тут картину Федотова (1848) кажется разбирали, только не могу найти. Что там сплошная показуха для гостей, как у тебя в тексте абзацем ниже написано, и вообще ея папенька якобы не могу дать жениху никакого приданого
Да, из пант лекарства делают
tfik tfik 05.04.202117:00 ответить ссылка 0.0
Каюсь - недосмотрел.
VIUR VIUR 05.04.202117:06 ответить ссылка -0.8
Понты, ты не поверишь, святое дело буквально для всего мира.
Твои слова выдают крайне ограниченный кругозор, а также нестерпимое желание "приплести Рашку".
Прости, но речь про "постсовок" (а это Россия) завел ты, а не додумал я.
С чего ты взял что это только Россия? Придется тебе открыть новое для себя понятие.
"Постсоветское пространство, также известное как ближнее зарубежье (в отличие от зарубежья дальнего — стран, никогда не входивших в СССР) — все независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза во время и после его распада в 1991 году."
Хотя чему я удивляюсь - по твоим медалькам становится ясно почему везде мерещится "приплетание Рашки".
VIUR VIUR 05.04.202119:46 ответить ссылка -0.7
Какая же медалька меня выдала?
>"постсовок" (а это Россия)

А Казахстан?
Думаешь, он Казахстан имел в виду?
Может Узбекистан?
А мне вот кажется, что нет. Ну по крайней мере разные культуры ценят понты в разной степени.
Вот в некоторых европах наоборот мода скрывать свои богатства и выглядеть как все. В каких-то скандинавских странах такое.

Ещё про Японию я где-то слышал, что одно время там одежда такая была, которая всеми богатствами была красива с внутренней стороны. А снаружи какая-то типа обычная. Вот это вообще прикол.
Qu2uW Qu2uW 05.04.202118:07 ответить ссылка 0.7
Про скрывать свои богатства - это веяние совсем недавнего времени (буквально лет 30-40), когда в моду вошла социальная справедливость. А так достаточно взглянуть на все прекрасные памятники архитектуры и предметы искусства - это ничто иное, как понты богатых мира сего друг перед другом.

Про Японию - ну так это тоже понты своего рода и как раз в убыток себе :)
> А мне вот кажется, что нет. Ну по крайней мере разные культуры ценят понты в разной степени.
Вот в некоторых европах наоборот мода скрывать свои богатства и выглядеть как все. В каких-то скандинавских странах такое.

Многие люди, когда не видят в других странах привычных и понятных им понтов, начинают считать, что в других странах понтов нет.

Понты есть, просто они другие. Не зная культурную среду ты можешь не понять что это понт.

К примеру, в ЕС и США городские хипстеры активно понтуются "зелеными технологиями" и "защитой экологии". Для человека из постсоветских стран такой понтующийся будет выглядеть невзрачно, но он на это "невзрачно" потратил много денег.

Другой пример - женщины. Сейчас разница не так велика, но еще недавно по мнению женщин из СНГ европейские женщины выглядели неухоженно и ненарядно. В каких-то случаях так и было, но в других это "неухоженно и ненарядно" могло достигаться часами работы и очень большим количеством денег. Мода другая.

На основе этой разницы некоторые мужчины из постсоветского пространства делали вывод, что европейские и американские женщины "без понтов", "не рисуются", "более естественные" и т.д.

Ага, щас. Принцип тот же самый, форма другая.
Ты не поверишь, но то что ты только что написал легко можно записать в такие же понты. Не стал молчать! Сказал как отрезал! Показал на чьей стороне! На правильной, а не какого то там постсовка!
Понты дело такое, сейчас ты разоблачаешь понторезов, а завтра ты уже один из них)))
loed01 loed01 05.04.202117:41 ответить ссылка 1.8
Вчера.
нужно отметить, что упомянутый в статье дешевый ситец чуть ранее был практически недоступным мега-лакшери-виайпи-премиум материалом для обивки стен
Ого, в 18-м веке уже сносно умели рендерить рейтресинг!
уш		JiNR Í " у* Я9 * iHLai^^^H
		ч г ЩМ
		H^V V
Только отрисовка одного кадра занимала очень уж дохуя.
ValD ValD 05.04.202117:23 ответить ссылка 9.3
топовые модели художников могли выдавать 5-6 FPE
Frames per eternity?
Да, чет я проебался маленько. FPY, per year
Айвазовский иногда больше 10 выдавал. Хотя это наверно из-за малой детализации
Да там одна вода
вода ,дым и туман и по сей день являются одними из самых сложных объектов для отрисовки...
Все бы хорошо, но в осемнадцатом и паче того девятнадцатом веках стены обивали шпалерами ну или имитацией под оные, а называть это дело обоями начали веку так к двадцатому. Этимология она такая занимательная порою, собственно в тексте очень много упущений, упрощений и прочего добра.
irrlicht irrlicht 05.04.202117:25 ответить ссылка 6.7
у нас дотепер шпалерами стіни клеють
joygray joygray 05.04.202121:43 ответить ссылка 2.3
хм... "называли бумажками" .... wallpaper... походу у нас маркетологи примазали более дешевое бумажное покрытие к дорогому тканевому
Russ_Dry Russ_Dry 06.04.202105:06 ответить ссылка 0.4
Икона над кроватью. Представляю, как статский советник ебётъ свою жену, поднимает голову, а там на него боженька смотрит, и от того только хуй твёрже становится.
Автор, ждем еще статей ) Обои из ткани и правда были известны и весьма популярны в определенных кругах. И надо сказать, это тоже было не дешевое, но весьма эстетичное решение для интерьера.
Только зарегистрированные и активированные пользователи могут добавлять комментарии.
Похожие темы

Похожие посты
Рим в 5 веке до н.э
\ "	DEMOTTVATORS.ro
Дабл Ять
совершенно необходимая буква в русском алфавите