Привет мои дорогие любители capitalism. / vk :: промышленность :: интернет :: История :: Cat_Cat :: длиннопост :: свобода :: капитализм :: рыночек :: Рим

Рим рыночек капитализм свобода длиннопост История Cat_Cat vk промышленность 

 Привет мои дорогие любители capitalism. Вы, наверное, не раз задумывались над вопросом: почему могучий Рим не смог в капитализм, а слабая религиозно-мракобесная средневековая Европка смогла? Ответ на этот вопрос на самом деле очень непрост, так как довольно много факторов повлияли на становление капитализма. Тем не менее я выделю один из них, который как мне кажется является ключевым. Заодно я разберу очередной миф о кризисе рабовладения, «чёрт возьми да сколько же их?!», который часто всплывает при обсуждении кризиса третьего века. Миф, что швабодное предпринимательство с швабодной рабочей силой могли спасти Рим! Могло, вот только где бы его Рим взял?!

 Когда современные экономисты начинают смотреть на римскую экономику, то у них неизбежно возникает когнитивный диссонанс. С одной стороны, по макропоказателям, экономика Рима была максимально похожа на здоровую капиталистическую экономику, тут тебе и колоссальный её объём и объём торговли – европейская экономика достигнет такового только к 16-17 векам, и сложность экономических отношений на уровне европейской экономики тех же 16-17 веков, и большое количество частных предприятий, вплоть до III века н.э. доминировавших в экономике. Прибавьте сюда развитое экономическое законодательство и финансовое администрирование, тоже по уровню близкое к 16-17 векам. И всё это сочеталось с чрезвычайно архаичными методами управления этой экономикой. Естественно, экономисты начинают тут же искать некие структурные барьеры, которые мешали Империи сделать тот небольшой шажок, который отделял её от светлой эры капитализма. Но на деле Империю и капитализм разделяла громадная пропасть, так как главный структурный барьер находился не в области экономических институтов, а в головах самих римлян. И имя ему – личная свобода! Та самая по которой угорают сегодня анкапы, доводя её до абсурда похлеще, чем греческие философы.


						
^ - i •’г'л. У? Я Ж Æ • 1 '9М*'-г*ш	• чи			. .у t }•• L , 1		
(IIк						
»1 /			¿J¡ri	1 fV		
			V A \	^Of-		
		да/	f • 2			
						
		•				Г
		НЕ	'Э	пгиГГ		5jïQ
	, 1					• - - •
HB!		Л V Vi		jj pJo] \		IJ jib
	i •	* i С i • 1	^ 4			•* "W ч
						v,‘ ^ \ *.|j' - **j
ХмйЯВвр'1


 Именно античная (иногда её именуют рабовладельческой, но мне не нравится это понятие, так как оно подменяет причину и следствие) этика торпедировала всяческие возможности построения капитализма из-за того, что в своей основе она имела чёткое убеждение, что ни один СВОБОДНЫЙ человек не может подчиняться другому свободному человеку. И греческая ἐλευθερία (элефтерия) и римская libertas подразумевали под собой полную свободу от принуждения, отсутствие хозяина и свободу воли, находясь в антитезе понятию раб. И для римлянина, и для грека понятие свободный человек было неотделимо от понятия гражданин, так как только реализуя свою свободу в рамках социума, она приобретает ценность. Раб не имеет свободы, так как он полностью подчинён своему господину, свободный человек, попадая в подчинение, сам становится рабом, а раб не может быть гражданином. Полутонов в формах зависимости тут не было - ты либо свободен, либо раб. Любое подчинение чьей-либо власти было для свободного гражданина неприемлемо, так как ставило его на один уровень с рабами. А потому античный свободный человек, ненавидевший всей душой состояние рабства, был не готов расстаться с частью своей свободы и пойти в подчинение начальнику за деньги, уподобляясь тем самым рабу.

 Причём на этих принципах выстраивались все общественные отношения, в том числе и власть. Соблюдение libertas – непринуждения граждан. Даже имея мандат римского populi, магистраты не могли без получения особого решения от него, ограничить чью-то свободу. Единственное исключение – это война, так как армия без единоначалия существовать не может. Поэтому, уходя на войну, гражданин на время терял свои civitas и libertas, становясь лишь орудием в руках офицера. Но вернувшись с войны, он получал все свои права и свободы обратно, вместе с почётом, уважением и вознаграждениями, самым ценным и желанным из которых была земля. Земля в обществе земледельцев всегда была самым ценным. В Греции она долгое время была источником гражданства, в Риме же из-за особенностей складывания общества она была привилегией гражданства – так как только гражданин мог получить надел земли из общественного фонда. И римляне вожделели получить свой кусочек земли, видимое воплощение их libertas. Безземельные и малоземельные плебеи, которых всегда было много, столетия боролись за перераспределение земли в их пользу, но неумолимая экономическая логика была против них. Малые крестьянские хозяйства проигрывали конкуренцию крупным, способным пережить неурожайные годы, не пойдя по миру. И пока аристократы-латифундисты всё увеличивали свои земельные наделы, в Риме росла прослойка городского пролетариата – безземельного, отчаявшегося и злого.

 Тем удивительнее, что начиная со II века до н.э., когда Рим начнёт экспансивно расширяться – в нём постоянно будет нехватка рабочих рук. И причина этого банальна – чем больше в твоих руках земли, тем больше нужно рук для её обработки, но свободный гражданин делать этого по найму не будет, ибо найм это почти рабство. Поэтому в Риме в это время окончательно устанавливается рабовладельческая система – если свободные граждане не хотят обрабатывать землю из-за швабодки, то это будут делать рабы! Свободный гражданин работает либо на себя, либо не работает. Всё просто. Уже в начале I века до н.э. в Риме было не менее 300 тысяч городского пролетариата, которые готовы были голодать, но не опускаться до уровня раба. Хлебные раздачи тогда были нерегулярны и небесплатны, а потому эти люди были горючей смесью, готовой пойти за любым, кто пообещает им клочок земли. За Гракхами, Сатурнином, Марием… Список можно продолжать. Даже военная реформа Мария, которая была направлена на превращение пролетариата в основу военной мощи Рима, обещаниями надела земли после службы, полностью эту проблему не решала.

 И более того, проблему эту не удастся до конца решить никому. Август, который поставит одним из смыслов своего правления наделение как можно большего числа римлян землёй – так как мелкий земельный собственник это опора Империи, всё равно вынужден будет организовать бесплатную раздачу хлеба для 200 тысяч граждан. Ибо ряды пролетариев постоянно пополнялись, не смотря на все меры государственной поддержки малых собственников земли, разорявшихся и продававших свою землю латифундистам. И эти 200 тысяч (а в реальности их было гораздо больше, просто не все получали раздачи зерна бесплатно), живя на государственном вэлфэйре были теми рабочими руками, которых так не хватало римской экономике. Но этот рынок свободной рабочей силы был иллюзорным, так как работать кроме как на себя никто из свободных граждан не хотел. А все мы знаем, что наличие рынка свободной рабочей силы есть одно из ключевых условий развития капитализма – широкая возможность найма позволяет увеличивать концентрацию труда и расширять обрабатываемые земельные наделы, что ведёт к образованию новых форм взаимоотношений. При этом важно отметить, что в обществе столь ценящем свободу чужая несвобода воспринималась не как счастье и благо, а как естественное положение вещей – рабы никогда не были гражданами Рима, а значит и свободой обладать не могли. Ну что поделать - чтобы сохранять личную свободу, приходилось мириться с существованием чьей-то несвободы.

 Но как же тогда существовала экономика, если рабов всегда не хватало, а наёмного труда не было? Изворачивалась, пытаясь найти новые формы экономического взаимодействия, внешне отличные от «наёмного рабства». Так, хотя римляне не знали контрактов найма в современном нам понимании, существовал ряд договоров частично его заменяющих. Одним из них, близкий по смыслу, но редко используемый, был locatio-conductio operarum – договор найма услуг. В этом договоре наниматель обязуется оплатить нанимаемому его услуги. Обычно этот договор имел однократное свойство, при этом даже в таком случае это было чрезвычайно низко для свободнорождённого. Поэтому часто такой договор заменялся на mandatum – договор поручения, когда одна из сторон обещала другой выполнить безвозмездно услугу. При этом допустимо было выплатить благодарность (honor) за качество исполнения услуги, но не за неё саму. Таким образом нанимаемый сохранял лицо, а наниматель получал выполненную работу. По такому договору в основном работали представители свободных профессий, особенно чей труд имел нематериальное свойство.

 Ещё одним вариантом был договор locatio-conductio operis – договор подряда. В отличии от договора найма услуг он подразумевал оплату получения некоего законченного результата, т.е. формально оплачивалась не работа, а некий физический результат, что было приемлемо с точки зрения сохранения видимости свободы. Например, такие договора оформлялись с сезонными рабочими, нанятыми чтобы выполнить конкретную задачу, например собрать виноград и итогом их труда был «переданный» хозяину виноград в конкретном количестве или с конкретного участка. Несложно заметить, что этот договор тоже был однократным – после выполнения задачи, он считался исчерпанным. Но наёмный труд подразумевает под собой разнообразные, часто повторяющиеся изо дня в день задачи, без формальной конечной цели. Например, горшочник не имеет цели сделать сотню горшков, а должен делать столько горшков, сколько требуется чтобы удовлетворить спрос. Отсюда вытекает проблема –даже на пике Империи в I-II веках н.э. рабов не хватало, чтобы занять все трудовые ниши, а указанные договоры не могут обеспечить их регулярное занятие свободными гражданами. Это привело к тому, что в сфере промышленного производства преобладали мелкие семейные предприятия, что ограничивало мощность их работы и заставляло нередко создавать причудливые логистические цепочки. Отсутствие свободной рабочей силы препятствовало укрупнению бизнеса, а большая часть известных крупных предприятий были смешанными, где наряду с рабами и вольноотпущенниками, работало незначительное число свободных контрактных рабочих. При этом несложно догадаться, что общественное отношение к ним было ничуть не лучше, чем к вольноотпущенникам и рабам, так как они сами согласились опуститься на их уровень.

 В сельском же хозяйстве, где укрупнение происходило по уже вышеописанным причинам, уже в I веке н.э. начался процесс поиска обходных путей привлечения людей на землю. Одним из них стал колонат – договор аренды земли. Колон сохранял свою свободу и был обязан лишь выплачивать определённый процент от урожая. Применять такой метод в промышленности было нереально, так как аренда рабочего места была затеей сомнительной эффективности. Да и в сельском хозяйстве колонат был мерой вынужденной и не сказать чтобы сильно эффективной. Крупные рабовладельческие латифундии всё ещё были эффективнее конгломерата мелких хозяйств, но лишнюю землю обрабатывать кем-то надо было, а потому арендаторов активно нанимали. Тем не менее проблема исхода людей с земли сохранялась - пара неурожайных лет и арендатор сам сбежит с земли в город, где на государственные подачки можно протянуть с чуточку большим комфортом. Поэтому латифундисты стали экономическими методами удерживать арендаторов, вгоняя их в долговую кабалу. Бежавший с земли арендатор-должник был человеком с мишенью на груди, так как законы Империи были суровы к таким наглым нарушениям договоров, да и отношение к такому человеку у люмпен-пролетариата будет так себе. А с началом кризиса III века всё стало ещё хуже. Когда государственная машина начала сыпаться, посыпалась и экономика. Постоянные войны и сепаратизм разрушил единое экономическое пространство. Работорговля схлопнулась, оставив экономику без новых рабочих, мелкие землевладельцы начали ещё сильнее убегать от разорения деревни и неурожев в города, где шансы выжить, как ни странно, были выше.

 К концу кризиса старая экономическая система была в таком ушатанном состоянии, что оживлять её пришлось через государственное насилие. Империи срочно нужно было множество товаров массового спроса, что в условиях Рима значило военное снаряжение, чтобы пересобрать армию от всё сильнее напиравших варваров. Нужно было восстановить и сельское хозяйство, где жизнь теплилась только на латифундиях, но рабочих рук резко не хватало. Где же они были? Да всё на том же мифическом рынке свободного труда, который по мнению его свидетелей, есть верный путь в капитализм. И вот парадокс – рынок труда был, спрос тоже, но работать никто не хотел. Даже ужасы кризиса III века не выбили из римлян паскудную тягу к libertas. Швабодка же! Поэтому Диоклетиану и его наследникам пришлось ломать через колено, законодательно, сверху ограничивать эту самую libertas. Колонам запретили самовольно покидать арендованную землю. По всей империи были созданы огромные фабрики, на которых концентрировалось военное производство. Работников туда нанимало государство, выступая подрядчиком, что по римским представлениям было скорее общественным подрядом, а потом им законом запрещали менять работу, и их детям тоже. Думаете феодализм от большой любви к помыканию ближним свои складывался? О нет, он складывался из невозможности просто нанять работника. Поэтому пришлось законами заставлять работать.

 Вот вам и один шаг до капитализма. Рынок свободной рабочей силы, которая эффективнее рабов, свободное … Ога, найдите только её сначала в Риме. И ведь никаких других вариантов объективно у Рима и не было. Установление рабовладения было не из-за желания иметь рабов, а из-за невозможности найти рабочую силу для экономики среди свободных граждан. А когда рабов перестало хватать пришлось идти на превращение в рабов населения страны. Христианство распространявшееся по Империи и всё усиливавшийся пресс законов, направленных на удержание рабочих на их местах, постепенно ломал античную этику, уничтожал эту клятую libertas. Но окончательный крах libertas и античной этики произойдёт только после краха самой Империи, когда варвары принесут новые, куда более отвечающие наступающим суровым временам идеи. Libertas умрёт, а новое значение свободы европейцы будут вырабатывать с огромным трудом, пролив реки крови. Хотя когда было иначе…

______________________________________________

Автор: Владимир Герасименко


Подробнее
 ^ - i •’г'л. У? Я Ж Æ • 1 '9М*'-г*ш • чи . .у t }•• L , 1 (IIк »1 / ¿J¡ri 1 fV V A \ ^Of- да/ f • 2 • Г НЕ 'Э пгиГГ 5jïQ , 1 • - - • HB! Л V Vi jj pJo] \ IJ jib i • * i С i • 1 ^ 4 •* "W ч v,‘ ^ \ *.|j' - **j ХмйЯВвр'1 ¡f^f] У2* ВД. ^ЯяХ5
Рим,рыночек,капитализм,свобода,длиннопост,История,Cat_Cat,vk,интернет,промышленность
Еще на тему
Развернуть
Кто осилит простыню, черкните плес че там, в двух словах, не то я боюсь не потяну столько заумных слов.
Ropto Ropto 30.11.202015:07 ответить ссылка -6.0
Функцию рабочих для бизнеса исполняли только рабы, потому что граждане считали наёмный труд аналогом рабства и не хотели быть рабами, потому жили на подачки государства и рынка труда в стране не существовало.
Degzeher Degzeher 30.11.202015:09 ответить ссылка 20.5
то есть социализм существовал уже в римской империи
народ хотел сидеть на пособии, потому что работают только рабы, или на себя на своей земле, которой на всех не хватало ))
tooo tooo 30.11.202015:56 ответить ссылка 0.8
Звучит не слишком похоже на социализм.
Это релиз.
Та не он и есть или ты думаешь нафиг было гос распределение в универах никто не хотел работать, а работать на себя нельзя. Собственно у меня батя по нему порабатал потом уше на научную деятельности льнгсть, а потом на партийную оттуда попер в армию. Чтоб не работать в шахте а потом чтоб не работать в НИИ который эти шахты проектировал. Ну а партработа ему нравилась только для повышения надо было отслужить.
Kzawr Kzawr 30.11.202018:19 ответить ссылка -2.1
Так то в нынещних капиталистических швеции или дании больший социализм, чем когда-либо был в ссср
dr3~ dr3~ 30.11.202018:55 ответить ссылка -0.5
Так ты глянь на арабов в тех странах
Kzawr Kzawr 30.11.202019:49 ответить ссылка -2.0
Ну вот и смотри - в Риме не желающих работать даже поддерживали, насколько получалось. В то время, как твой батя аж рвался наниматься на одну работу, чтобы избежать другой Так что какие же при социализме свободные граждане? Только рабы.
Думаешь в Риме небыло желающих пойти в Ораторы(ушел на партработу из НИИ), а потом для повышения в легион(срочка)? Просто самостоятельно работу покинуть нельзя было надо было чтоб тебя вытащили
Kzawr Kzawr 01.12.202011:17 ответить ссылка 0.0
На сколько я знаю, в Риме вообще была проблема с работой. Там была высокая плотность населения и избыток рабочих рук, большинство нечем было занять. А для всего остального были рабы. Типа было проще подкармливать население и использовать рабов, чем нанимать римлян и платить им жалование. Но это в самом Риме, в провинциях вроде использовался как труд рабов, так и труд местных жителей. Но сам Рим тогда вроде около миллиона человек населяло.
Тут как раз говорится о том, что работы хоть жопой ешь, только вот никто не хотел.
Так хуйня говорится.
Рабов считать населением не правильно, а без них 680 тыс
Kzawr Kzawr 30.11.202018:26 ответить ссылка 0.4
Спасибо
Ropto Ropto 30.11.202023:25 ответить ссылка 2.1
Рабочих было много, но работать они не хотели, потому что это зашквар. Так и пал Рим.
типичный нераб
Вкратце - клятые либералы развалили Рим.
Автор нас уверяет что граждане Рима не работали, ибо для них это разновидность рабства. Чушь и апогей долбоебизма с воспеванием капитализма как божественного блага. Не стоит внимания, научной ценности не имеет.
Ravech Ravech 30.11.202016:13 ответить ссылка -4.8
> воспевание капитализма
> весь пост рассказывается, что свободные граждане никуда не хотели наниматься
> повествование заканчивается тем, как работникам законом запретили менять место работы
> типичный капитализм, хуле
Весь пост очень старательно обтекает единожды затронутую тему латифундий и прочих форм неравномерного распределения ресурсов, что влекли за собой соответствующий имущественный ценз и постепенный рост безземельных, материально необеспеченных граждан. Что в ходе всех вышеперечисленных махинаций оказывались вне рамок всяческих отношений, пополняя население нижних городов. И данная проблема имела системный характер, но в виду сравнительно стабильных до определенного момента расширений территорий с притоком завоеванных ресурсов, в т.ч. трудовых, это дело можно было откладывать и затягивать очень долгое время. Пока те самые квириты старой закваски таки не кончились, как и возможности к эффективному расширению, что под давлением вновьприбывших народов оказалось чрезмерным бременем и подломило хребет империи.
Вау, я таких сильных аргументов, да ещё исторических давно не встречал
dr3~ dr3~ 30.11.202018:57 ответить ссылка 2.0
марксистский кружок опять выплеснулся из параши.
Loser2 Loser2 30.11.202021:06 ответить ссылка -0.2
Учитывая, что через весь пост красной нитью проходит идея, что работать по найму это зашквар, получается нифига не похоже на офисный планктон.
Так планктон и не работает, хуле.
Если только с такой точки зрения рассматривать, тогда да.
читай еще раз статью
dpas dpas 30.11.202017:22 ответить ссылка -0.7
Ну хз, хз... Судя по материалам по римскому частному праву, ребята довольно споро научились использовать и преимущества несвободного положения- будь-то колонат, рабство или просто "persona alieni juris", т.е. семейная несвобода... Учитывая подобную предприимчивость, странно ожидать от ВСЕХ категорий римских жителей (среди которых квиритов было не так чтобы много) такого прям надрачивания на независимость, тем более что латины, что прочие колонарии, я уж про перегринов не говорю- подобной свободой не обладали от слова совсем... Да и как бы "партия холодильника" всегда победит "партию телевизора", т.е. когда кушоц нечего- детям и жене не объяснишь, что ты мол свободный квирит и работать- выше твоего достоинства... Ну все естественно ИМХО...
Всё на много проще свободному квириту нужно платить деньгами, а рабу едой. Еду для раба достать дешевле( капитализм то не развит приличную долю занимает натуральный обмен). Если абстрагироваться от того что рабы это люди, то в риме случился кризис 2 промышленной революции, когда робота(раба) поставить на производство дешевле чем наёмного рабочего. Вот только эти "роботы" серийно не производились и регулярно вставали, плюс технологии были на уровне, когда латифундисту на рынке тупо нечего покупать окромя этих самых рабов на регулярной основе.
GAYAR GAYAR 30.11.202016:07 ответить ссылка 2.3
Древний Рим буквально вплотную подошёл к переходу на следующий технологический уклад через создание мануфактур. Но римляне чисто психологически не представляли себе, как это вообще... Поэтому кризис привёл к откату обратно в "темные времена" примерно на тысячу лет. Пока люди не научились мыслить более рационально, чем древние римляне.
Учитывая размах строительства мельниц и прочей машинерии, очень даже представляли за работу механизированных станковых парков. Другой вопрос, что империя стояла на несколько иных китах, вроде постоянной экспансии, что поддерживала приток всевозможных ресурсов. И как только оная деятельность пошла на спад, на спад пошло и все остальное.
Какая же это все-таки хуйня...
Оказывается свободный античный человек не мог понять концепцию подчинения другому свободному человеку! Т.е. законодательство в Римской империи не работало? И легионеры все как один были рабами (ну или просто не подчинялись командирам)? Че за хуйню я только что прочитал?
Знаете, это уже настолько баянистый вид тупизны, когда пытаешься объяснить объективные материальный процессы (или их отсутствие) тем, что "голова у них не так устроена". Баянистый, да не искоренимый.
Давайте коротенько перечислим вещи, которых не было в Римской империи, но которые были в Средневековой Европе во временя становления капитализма:
1. Стремена
2. Плуг с отвалами
3. Огнестрельное оружие.
4. Большие парусные корабли
Список можно продолжить, но вот эти 4 изобретения уже показывает, в какую сторону я клоню: европейцы 16 века могли быстрее перемещаться, тратить меньше человеко-часов на возделывание земли (или же возделывать землю там, где римляне бы просто не смогли бы ничего вырастить), иметь боеспособную армию со сравнительно низким, по сравнению с легионами, уровнем подготовки, и самое главное для капитализма - перевозить большие объемы материальных благ на огромные расстояния за адекватные для производственного цикла сроки. Даже если бы в Риме вдруг появилась бы, скажем, ткацкая мануфактура, то для нее не нашлось бы ткачей (эффективность сельского хозяйства низкая), а завести в нее необходимый объем шерсти/хлопка было бы невозможно, ровно как и реализовать такой объем товара (пока ты все это перевезешь на рынки по стране античными методами транспортировки, у тебя все сгниёт к хренам собачим).
Ну и по объему торговли в Риме: суммарный-то объем был, конечно, большой, только вот он собирался из мириады мелких перекупочных сделок, а не из крупнооптовой торговли. В то время, как из Китая в Рим шелк попадал, пройдя через 100500 рук (каждый из участников цепочки сделки делал небольшую наценку и с этих доходов он мог разве что пожрать и купить леденец-петушок, которой мог затем победоносно пососать), в результате чего цена хоть и была астрономической, прибавочная стоимость не концентрировалась в руках одного капиталиста (и поменять этот порядок вещей ментальность, блядь, не могла. Я что-то не слышал, чтобы силой мысли можно было бы товары транспортировать), то в Нидерланды 16 века тот же шелк уже попадал в трюмах двухмачтовых парусников, в гораздо больших объемах и пройдя гораздо меньшую цепочку перекупок (тем самым не рассеивая прибавочную стоимость), а значит владелец этого парусника уж мог не только пососать, но и вложить деньги в банк, на выручку портняжную мастерскую (чтобы еще более сократить потери прибавочной стоимости), или потраться на 100 головорезов, которые в следующей поездке в Ебеня объяснят местным аборигенам, что они теперь живут в Нидерландах, и шелкопряды теперь тоже живут в Нидерландах, а значит ткать шелк местные будут за жрат.
Но все эти вещи, мы, конечно, проигнорируем и будем нести хуйню про образ мышления, и про то, что кризисы возникают из-за того, что в головах у людей, а не из-за Второго начала термодинамики.
Katakime Katakime 30.11.202016:16 ответить ссылка 11.3
у римлян не было плуга с отвалом ? О_О
dpas dpas 30.11.202017:24 ответить ссылка 0.1
Не было. Его ближе к концу средневековья изобрели (в Российской Империи он до самой революции, например, распространения не получил).
И проблема не в том, что идея слишком уж сложная "для тупого римлянина", а в том, что в средневековой Европе металлургия позволила тратить листовой металл не только на доспехи. Придумать хитрую и полезную штуку несложно (паровой двигатель еще в Древней Греции изобрели, так-то) - сложно порой ее сделать в достаточном количестве при текущем технологическом уровне, чтобы эта штука стала по-настоящему полезной.
"От древнего плуга (сохи) отличается классический плуг, который был изобретен древними римлянами. В отличие от сохи такой плуг имел колёса и металлический наконечник[6]. Такой плуг позволял регулировать глубину борозды и отбрасывать землю в сторону"

Кажется ты не вполне компетентен в вопросе.
Sweed Sweed 30.11.202017:32 ответить ссылка -3.5
Кажется, ты не понимаешь что такое отвал.
Где ты видишь отвал в этом плуге?
Аффтар, ты ваще в курсе, кто такие анкапы? Вот они-то как раз любое рабство готовы назвать свободой, лишь бы там был контракт, подписанный рабом
Против любой формы подчинения, в т. ч. добровольно-трудовой, выступают например ансоцы, т. к. по их мнению это иерархия, а любая иерархия унизительная, противоестественна, ну и короче всё как у римлян в этой статье
Ну, так-то верно, за исключением, того, что анархо-социалистов не бывает. Социализм по определению - организация государства. Есть анархо-коммунисты (которые, что забавно, старше просто коммунистов, потому как идея хорошая, но анкомы не продумали, как ее реализовывать).
> анархо-социалистов не бывает
Не спорю, но всё-таки бывают люди, которые так себя называют
Как и национал-большевики (!sic)
Древнеримское право - это право "отца семьи" творить беспредел, отвечать лишь перед другими равными себе. А жена, дети, слуги, рабы - это вещи, не имеющие даже собственного голоса (если он идёт в разрез с голосом патрона). В Римском обществе за тобой должен кто-то стоять: община, городское объединение, семья, патрон - какая тут свобода?

Как можно создать капитализм с добровольной эксплуатацией граждан, если аналогичный труд рабов или дешевле в разы или удобнее в правовом аспекте
mike122 mike122 30.11.202016:56 ответить ссылка 0.9
И что-то мне вдруг вспомнилось, как в 70х, на расцвете советской империи, в простой украинской деревне слово "батрак" имело резко отрицательный настрой.
Я вот смотрю на фразу, что ты оставил (писатель, блин), и мне вспоминается только "винегрет". В башке. Какой империи? У тебя Союз колонии имел что ли? Какой расцвет в СССР в 70-ые? Который "застой" назывался? Почему в "простой украинской"? В других местах этого слова не было? У меня у семьи до революции свой хутор был. И батраки. И даже тогда это слово имело отрицательную коннотацию. Слово "батрак" всегда было плохим.
ты глупый.
ок, объясню -
какой империи - советской. или ты не слышал про "империю зла"? тогда шутка мимо.
какой расцвет в СССР - да, таки да, это был расцвет. потому что большая часть наследства именно из этих времен
почему в "простой украинской" - потому что именно там я проводил лето и не могу говорить за простые хутора, аулы и кишлаки
слово батрак всегда было плохим - и тут мы вспоминаем официальную иконографию, "Песню про Щорса" - "мы сыны батрацкие, мы за новый мир"
отвечать не трудись
как я сказал, ты глупый
Как хорошо, что ты умный.
Ок, объясняю - (кстати, какой "писатель ставит тире перед перечислением в столбик? Умный, наверное. Ну да ладно, у меня вообще дислексия и козел на аватарке)
Астральные, сиречь пришедшие вне контекста, отсылки к Рэйгану - это, конечно, очень очевидная вещь в современном мире. Он прям у всех на устах сейчас
А, т.е. расцвет государства у тебя связан с личным накоплением имущества? В стране вожди на гробах гоняются, темы роста промпроизводства в 2,5 раза упали в сравнении с пятидесятыми, культура окончательно скукоживается до бытовухи, потребядство пускает корни, самых громких несогласных (что слева, что справа) в психушки засаживают, под конец десятилетия вообще Афган случается, но поскольку мамка отхватила чехословацкую стенку, а старшая сестра смогла накопить со степухи на джинсы от спекулянта, то страна, оказывается "на расцвете" (снова не "в расцвете", но "на"!). Широко мыслишь. Масштабно.
Ладно, хрен с ней с украинской деревней. Тут я просто прикопался, добавил для массы, признаю.
Иконографию? Что? Какое отношение к песне имеет регламент изображения святых? Может быть "иконостас"? И не нужно мне тут тыкать песнями времен Гражданской. Вперед любой из этих песен один хрен идет "Интернационал", где есть сточка "Мы наш, мы Новый мир построим//Кто был никем, тот станет всем". И строчку, что ты привел легко можно трактовать как отсылку к строчке, извините, гимна (в период написания "Песни о Щорсе") страны. Не говоря уже о том, что батрак с точки зрения классовой теории - это самый низ пролетариата: в промышленности не занят, эффективность труда у него низкая (а значит и норма прибыли тоже, а значит и заработок), специальных навыков у него нет, материальной ответственностью (за станок, например) он не обладает. Про пути пролетаризации сельского населения напоминать нужно?
На самом деле задела не глупость в твоих постах, а какой-то запредельный уровень графомании на знак в сочетании с ником. Это каким надо быть самодовольным олухом, чтоб такое делать? У тебя, небось, пердеж розами пахнет.
Спасибо за статью. Читал с интересом и почерпнул некоторые интересные мысли. Особенно интересен был обзор менталитета гражданина рима и его нежелания работать на кого либо кроме себя. Кое какие непонятки в других теориях встали на свои места.
hitmir hitmir 01.12.202014:00 ответить ссылка -2.4
Только зарегистрированные и активированные пользователи могут добавлять комментарии.
Похожие темы

Похожие посты
Рим в 5 веке до н.э
\