DnD story :: Истории :: Dungeons & Dragons (Подземелья и Драконы, D&D, dnd, днд) :: d&d

Dungeons & Dragons DnD story Истории 

Четверо моих игроков шли через лес, когда наткнулись на мост проходящий через реку. На этом мосту стоял эттин. Обычно эти дикари говорят лишь на орочьем и огрском, но этот был другим.

«ЭЙ ВЫ, ЛЮДИ, ПЛАТИТЕ ЗА ПРОХОД».

Без каких либо переговоров варлок использовал «Удержание чудовища», после чего остальные члены отряда набросились на эттина. Отрубив ему ногу, они прикончили его в течении одного раунда, добив арбалетным болтом (одним из них) в голову, эттин повалился назад, сломав мост пополам.

Впечатленные той скоростью с которой они разделались с этинном, они бросились лутать его труп. «Если он собирал плату за проход, значит у него должно быть немного денег при себе!».

Вскоре они нашли большой кошель, в котором находились другие, небольшие мешочки с золотом. В каждом из них было примерно пять золотых, чрезвычайно тривиальная сумма для их группы. Они слегка расстроились узнав, сколько на самом деле эттин требовал за проход, после чего продолжили обыскивать тело. Они так же нашли плотницкие инструменты и большие гвозди, похожие на те, что удерживали мост. В этот момент к ним пришло озарение.

Эттин построил и занимался обслуживанием этого моста для того, чтобы люди могли ходить по нему. Он лишь просил небольшую цену за возможность пройти по нему к тому же это был чуть ли не единственный монстр, из тех которых они встречали, решивший с ними заговорить, вместо того, чтобы напасть.

Это был первый раз, когда мои игроки выглядели настолько виноватыми, даже дворф, который до этого убивал невинных был расстроен. Последующие несколько дней они потратили собирая бревна, превращая их в доски, чтобы починить мост. Он не был таким как прежде, но им можно было (с натяжкой) пользоваться.

Затем они устроили похороны для этого эттина и дали ему имя Бар’дуун. Так же они поставили знак, назвав это место «Мост Бар’дууна», а паладин даже написал целую поэму, в которой сложил всю вину за случившееся на варлока, дабы облегчить свою совесть.

My party of four were tracking across some forests, when they came to a bridge crossing a stream. Standing on that bridge, was an Ettin. Normally barbaric, only speaking Orcish and Ogre, this one was different.
"YOU, PEOPLE, YOU PAY TOLL"
Straight away without any negotiation, the Warlock cast



Подробнее
My party of four were tracking across some forests, when they came to a bridge crossing a stream. Standing on that bridge, was an Ettin. Normally barbaric, only speaking Orcish and Ogre, this one was different. "YOU, PEOPLE, YOU PAY TOLL" Straight away without any negotiation, the Warlock cast ’Hold Monster’ and the rest of the party charged in. Hacking at it's leg, and finishing it within one round with a devastating crossbow bolt to (one of its) head, the Ettin fell back, bending and snapping the bridge in two. Impressed by the speed of their kill, they rushed to loot the corpse. "If he runs a toll, he should have a bit of money on him!" Sure enough, they found a big wallet, containing other, smaller bags of coin. Each bag only containing ~5gp, a hugely trivial amount for the group. A little saddened, learning of the small price the Ettin asked, they kept looting. They found very basic, mish-mashed woodworking tools, with large nails, similiar to that holding the bridge together. This is when it hit them. The Ettin had built the bridge for people to cross, and was maintaining the bridge himself. He only asked for a small price to cross, and was pretty much the only monster they’d encountered which had stopped to talk first. This was the guiltiest I'd ever seen my players, the Dwarf had even killed innocents before and he was sad. They spent the next few days gathering lumber, haphazardly turning it into planks and used it to repair the bridge. It wasn't the same, but it was (barely) useable. They held a funeral for the Ettin, and gave him a name: Bar’duun. They erected a sign, naming the place "Bar’duun’s Bridge", and the Paladin is even writing a poem about how it was all the Warlock’s fault, to ease his conscience.
d&d,Dungeons & Dragons,Подземелья и Драконы, D&D, dnd, днд,DnD story,Истории
Еще на тему
Развернуть
Напомнило тролля из Divinity: Original Sin 2, который брал совсем немножко денег, а потом провожал путников, пересекающих мост
MARG THE TROLL
=			r		5
ESC	I	K	G	M	L
					
	2419/2419		
			 y	
»	Level 15	•) 1	m
Derpy228 Derpy228 13.06.201823:15 ответить ссылка 2.9
И брал дешевле, чем второй
Там все несколько сложнее. Если убить большого тролля на другом мосту и сообщить этому, то он борзеет и тоже начинает требовать за проход безумные суммы. Так что они оба мудаки.
И поэтому убивал обоих, хотя кто то там с сопартийцев не порадовался этому.
Аналогично выпилил обоих
Причем мелкий доставил гораздо больше проблем, потому что гг у меня был пиромантом во все поля, а вот с ядами было напряжно
во всем виноват варлок
Да, варлоки они такие.
Есть исчо?
Sandas Sandas 14.06.201813:40 ответить ссылка 1.5
Видел, читал, я про гифку.
Sandas Sandas 14.06.201814:02 ответить ссылка 1.5
Есть но там почти всё порезанные ролики на гифки
Было подобное в первых рассказах по ведьмаку, когда Геральт жаловался, что в отчаянии от отсутствия работы хотел взять заказ на тролля, который требовал платы за проход по мосту, но никто не хотел ему за это платить, дешевле было платить троллю, чем самим постоянно чинить этот мост
R-Duke R-Duke 14.06.201816:23 ответить ссылка 0.1
Похожая была история, когда ещё только играл, не водил. Кругом враги, мы кое-как отбились, идём между двумя опасными местами. Причём до этого шло не очень, и мы вообще не особо уверены, что выживем, но назад некуда, там всё ещё хуже, чем впереди. Тихаримся в общем, и кустами, не привлекая внимания пытаемся пробраться куда нужно. И напарываемся на отряд орков. Вооружённых, блин. Суровых орков. Наши хватаются за оружие, но так как пати доброе - пытаемся заговорить. Вперёд выходит клирик (который был вполне себе харизматичен) и пытается объяснить про добро и взаимоуважение. Причём формулирует это дико криво, и выкидывает на кубе 2. Орки очень обижаются, считая эти слова оскорблением, берутся за оружие. Прерывая клирика, вмешивается колдун, пытаясь исправить ситуацию, кидает дипломатию на 1.) В этот момент у наших не выдерживают нервы, начинается эпичное сражение. Мастер сидит грустный. Но сражение прямо на славу, с эпосом, пафосом и превозмоганием. Буквально когда когда мы думали, что нас уже добьют - последний орк падает замертво сам. Именно так я узнал про орочью способность не терять сознание один ход при отрицательном здоровье=)
В общем отлично сразились, здорово поиграли. Нашли у орков кучу всего ценного, даже что-то из магических предметов. Подняли себе самооценку прямо. Мастер не подаёт виду, хотя похоже чем-то огорчён. Ладно, думаем, с новыми вещами мы теперь должны справиться с задачей. Отдыхаем, и топаем дальше. Ну встреча с орками, ничего необычного, не придаём значения и продолжаем выполнять свою задачу.
И только потом, уже после игры мы заслушали от мастера, что это были за орки. Нужно было видеть его глаза, когда он рассказывал, что у каждого из них было имя, у каждого был характер. С ними была туча сюжета. Они бежали из рабства от наших врагов, прихватив эти шмотки. С боем пробирались сюда. Они были славные ребята, прошедшие нелёгкий путь к свободе, и павшие в неравном бою от нашей проходящей мимо пати. В общем драматичный момент получился. Ребят проняло. Хотя памятник мы им поставить не догадались. =)
bengi bengi 14.06.201800:12 ответить ссылка 9.6
Так а кто драку начал, орки после провала спас броска на дипломатию, или вы, потому что задолбало их убеждать не драться?
Один из наших напал, как только увидел, что колдун облажался, не дожидаясь результата. Чтобы был хоть какой-то элемент неожиданности. Вроде вор, как раз исподтишка. Остальным пришлось подключаться, даже доброму клирику. Ну, потому что там уже или мы, или они. От этого клирика особенно плющило. Что она старалась быть доброй, и даже сделала для этого всё, что смогла. А стоит над трупом собственноручно забитого булавой орка. Но она же добрая! Ну, типичные душевные терзания добрых клириков ;)
bengi bengi 14.06.201801:18 ответить ссылка 3.7
Первый квест группы, нужно было найти в баре подулья темную компанию и узнать откуда они получили какую-то штуку. Весь квест, с самого начала и почти до самого конца, вся группа воспринимала всех неписей по дороге и в самом баре как источник будущей экспы, распределяли действия в драке, кто-кого валит первым и т.д. Чуть не сожгли заведение вместе с собой, так как последним по инициативе должен был ходить огнеметчик. В итоге компания просто ответила на все вопросы ... больше такого чувства, что ты завис с поднятым не понятно над кем (и зачем) мечом и не знаешь что делать дальше не было никогда.
Dakkon Dakkon 14.06.201800:22 ответить ссылка 3.4
Паладин как всегда
Это прекрасно.
нда... а мне приходилось придумывать имена и характеры для огров, которых доминейтил бард в моей пати... этот засранец, похоже, хотел поработить всех и вся.
Jifd Jifd 14.06.201816:38 ответить ссылка 0.0
Только зарегистрированные и активированные пользователи могут добавлять комментарии.
Похожие темы

Похожие посты
2 stories from the past couple of weeks, about 2 very special Barbarians I play with across 2 campaigns.
>Playing Curse of the Crimson Throne
>City is in revolt/chaos, rioters are outside a nobleman's house and have set it on fire.
>One rioter in particular opens his coat to reveal he is st
подробнее»

d&d Dungeons & Dragons,Подземелья и Драконы, D&D, dnd, днд DnD story Истории

2 stories from the past couple of weeks, about 2 very special Barbarians I play with across 2 campaigns. >Playing Curse of the Crimson Throne >City is in revolt/chaos, rioters are outside a nobleman's house and have set it on fire. >One rioter in particular opens his coat to reveal he is st