Миф о советской электронике / длиннотекст :: проигрыватель :: перепост :: винил :: радиоприемник :: магнитофон :: электроника :: СССР

СССР электроника магнитофон радиоприемник винил проигрыватель перепост длиннотекст песочница 

Миф о советской электронике

Сейчас появилось мода восхвалять все, что было в Советском Союзе. Дошло до того, что на одном из сайтов вывесили картинки из сталинской книги о вкусной и здоровой пище, при этом топикстартер упорно утверждал, что именно так кормили советских людей в обычных столовых. Вспоминал я долго. Вспомнил как в советских столовых манную кашу разбавляли кипятком из под крана (даже не кипяченой водой), вспомнил липкие "ластики", которые почему-то звались пельменями, прекрасно помню как детьми мы покупали кофейный концентрат с сахаром и грызли его, так как со вкусными конфетами была "напряженка", правда, и концентрат потом исчез. Еще помню, что от советских продуктов питания я два раза лежал в больнице с дизентерией и один раз с гепатитом.
Подобная ситуация была и с советской электроникой. Кто утверждает обратное - просто врет. Мне пришлось не только пользоваться советской электроникой, но и ремонтировать ее и даже кое-что конструировать самому. Конечно, попадались удачные и надежные экземпляры, но это была большая редкость.


Часть 1


СССР,электроника,магнитофон,радиоприемник,винил,проигрыватель,перепост,длиннотекст,песочница



Происхождение и элементная база


Как правило, все что разрабатывалось и выпускалось в Советском Союзе из бытовой электроники, копировалось с западных образцов. Воровался дизайн, принцип действия, оригинальные наработки. И это было бы не так уж и плохо, если бы мы умели хорошо копировать. Но проблема в том, что мы делали все это гораздо хуже, из говенных советских деталей и с большим опозданием. Кассетные деки существовали на Западе еще в 1970-е годы, одна из первых кассетных дек "Маяк" появилась где-то в 1984 году. В Совке не было нормальных двигателей под кассетники, поэтому в "Маяк" вставили огромный килограмма на три мотор от катушечного магнитофона. Стоит ли упоминать про то, как такой магнитофон рвал и вытягивал пленку в кассетах? Тех самых кассетах, что стоили как пять килограммов колбасы. Оставлял желать лучшего и лентопротяжный механизм, и головка записи и воспроизведения, и управление магнитофоном. И все же на фоне остального советского хлама, эта модель магнитофона была популярна и востребована.
Откройте крышку у этого "Маяка" и загляните внутрь. Самая большая плата внутри знаете какая? Ни за что не догадаетесь! Это плата переключение режимов (запись, воспроизведение, перемотка, стоп, пауза). Там, где на иностранном магнитофоне за все это отвечает одна микросхема (отсюда и надежность), в СССР на магнитофонах стояли огромные платы с кучей устаревших деталей. Обращаю внимание, что для примера я выбираю наиболее удачные, лучшие образцы советской электроники. А выпускалось всякое...

Вот тут мы и подходим вплотную к советской элементной базе. Практически каждый хоть раз задавался вопросом: "Почему в советском телевизоре куча разных радиодеталей, а в импортном за все отвечает одна средних размеров плата?" А вот это касается как раз советской элементной базы. Радиолюбительские схемы того же, к примеру, усилителя мощности разительно отличались от схемы "магазинного" усилителя мощности. Радиолюбительские схемы были компактны и содержали в себе в общем-то немного радиодеталей не в пример магазинным. Почему так? Ответ прост. Советские радиодетали не соответствовали элементарным требованиям. Радиолюбитель мог из десятка одинаковых деталей подобрать подходящую, на конвейере такой финт не проходил.
Например, у транзистора (триода) есть масса параметров. Один из основных - коэффициент усиления. Если взять два схожих транзистора советского и японского производства, то у японского этот параметр может равняться 170-180. Мне однажды повезло - разрешили разобрать на запчасти сломанный японский синтезатор. Синтезатору было лет 15. Старье по нормальным меркам, но каково было мое удивление, что половина деталей не имеет советских аналогов. В СССР их еще не изобрели. Потом я начал мерить коэффициент усиления этих старых транзисторов из синтезатора. Он оказался в пределах 173-178. То есть в пределах нормы. У аналогичного советского транзистора справочники выдают пределы коэффициента усиления 40-180. Если же замерять реальный коэффициент усиления этих советских транзисторов, то диапазон окажется 20-120. Расхождение в шесть раз и вообще не попадает в рамки нормы. А попадались мне и транзисторы с коэффициентом 0. То есть он как бы исправный, но не усиливает.
Вот из такого барахла и собиралась советская электроника. А схемы были громоздкими, потому что в нее включались множественные дополнительные цепи и каскады, призванные компенсировать низкое качество советских радиодеталей.
Тут еще один интересный нюанс. Все лучшее в СССР шло на «военнку», среднее - на производство, оставшийся хлам - в сферу народного потребления.
Знакомый в 1987 году покупает магнитофон "Комета-212". Через месяц приносит его ко мне - тихий звук по одному каналу. Копаюсь и нахожу неисправность - высох электролитический конденсатор. Конденсаторы - это еще один прикол советской элементной базы: устаревшие, с большими размерами и низкими параметрами, выпускает один завод на весь СССР в Ереване. Ну Вы поняли. Смотрю ради интереса другие детали магнитофона. Тенденция такая: магнитофон выпущен в 1987 году, радиодетали выпушены в 1983 году, радиодетали разработаны в 1969-1975 годах. Представьте, что Вы купили компьютер, а внутри разработки 18-летней давности! Добро пожаловать в Совок.

Радиоприемники


Пожалуй, самое удачное направление в советской электронике. С ностальгией вспоминаю такие экземпляры от советской промышленности, как "ВЭФ", "Спидола", "Рига" (все из Прибалтики), а "Океан-205" работает уже больше тридцати лет! Вы скажете: "Ага! Вот оно! Значит не все было так печально!". Увы, все было печально. Удачные приемники у нас были лишь потому, что для них не требовались современные радиодетали, можно было "лепить из того, что было" без потери качества.
До сих пор с уважением вспоминаю радиоприемник "Ишим". Здоровенный такой металлический ящик! Его главным достоинством было то, что он принимал диапазоны, недоступные обычным приемникам. Проще говоря, можно было слушать "Голос Америки" без глушилок. Но "Ишим" был промышленным приемником, если не военным. В магазинах он не продавался. Можно было только украсть.

СССР,электроника,магнитофон,радиоприемник,винил,проигрыватель,перепост,длиннотекст,песочница



Виниловые проигрыватели


Большинство, наверное, забыло, что главной проблемой советских проигрывателей было то, что они "запиливали" диски. Где-то к 1980 году советская промышленность нашла решение - стали закупать весь механизм в Польше. То есть получалась польская вертушка "Унитра" в советском деревянном корпусе и с советским корректором. Называлось это чудо "Вега-106". Характерная особенность: при воспроизведении диска ходить по комнате можно было только на цыпочках, так как от каждого неосторожного шага иголка начинала скакать по пластинке.
К концу перестройки, где-то к 1988 году отличилось НПО Новосибирска и стало выпускать достойные вертушки "Электроника". В них была хорошая механика и полностью отсутствовали электролитические конденсаторы производства Еревана. Но это едва ли не единственный случай, когда советская техника близко приблизилась к мировым стандартам.

СССР,электроника,магнитофон,радиоприемник,винил,проигрыватель,перепост,длиннотекст,песочница



Магнитофоны


Вот где раздолье для ностальгии почитателей совка. И ведь попадались достойные аппараты. До сих пор ностальгирую по "Комете-202", просто умиляюсь при виде "Ноты-М" (мой экземпляр падал с третьего этажа, падение чуть затормозили ветки деревьев, и после этого продолжал работать еще много лет), с уважением вспоминаю "Тембр". Однако спешу Вас расстроить. "Тембр" все же был профессиональным магнитофоном, и обычным совкам его было не купить. Другие вышеперечисленные магнитофоны - ламповые. То есть более-менее хорошо "слизывать" у Запада мы могли только тогда, когда позволяла, будь она проклята, элементная база. Дальше шел в основном хлам. Были удачные проблески, например, страшненький, но достаточно надежный "Ростов-102", симпатичная "Астра-110" (была еще "Астра-111", но в магазинах не встречал, только на картинке). Да, пожалуй, и все. 
А как же "Олимп"? - просите Вы. Что могу сказать... "Олимпы" были у многих моих знакомых. И так же были вечные проблемы: неидентичность звука в каналах, отказ системы управления (помните одну микросхему в японских аппаратах?), вечное забивание головок грязью. И дело тут совсем не в советской магнитофонной ленте. Покупал тут себе "AKAI 636". Магнитофону 20 лет. Ставлю советскую катушку, потом другую, третью... И что странно, головка не забивается, лентопротяжный механизм в целом чист, грязь от пленки сыплется только на полочку перед магнитофоном. Так что дело не только в пленке.

СССР,электроника,магнитофон,радиоприемник,винил,проигрыватель,перепост,длиннотекст,песочница


Часть 2


Одна из моих предыдущих публикаций «Миф о советской электронике» вызвала серию комментариев, как правило, возмущенных. Суть их сводилась к тому, что делали в СССР электронику не хуже, чем на Западе, а зачастую даже лучше. Только почему-то у одного комментатора до сих пор вот уже пятьдесят лет летают и исправно функционируют космические спутники на транзисторах П4. Отчасти он прав, мусора в космосе летает много. У другого, магнитофон «Олимп» почему-то не является аппаратом высшего класса, и поэтому его нельзя сравнивать с магнитофонами «Akai», хотя, скажем, «Олимп-005» так и назывался – «магнитофон-приставка высшего класса» и имел в названии первую цифру «ноль», что как раз и говорило о высшем классе. И это в СССР знал практически каждый школьник.

Вы нам писали…


Еще любят приводить аргумент, что у кого-то дома 30 лет стоит советский магнитофон и до сих пор хорошо работает. Ну что ж, поздравляю, но это не аргумент. В начале перестройки один знакомый мне привез из Китая пластмассовые штампованные часы без возможности замены аккумулятора. Продавались они там на вес, и были классической «китайской поделкой». Но эти часы, и это странно, отработали восемь лет и шли очень точно. Постепенно у них оборвались ремешки, поцарапалось пластмассовое стекло, но они исправно продолжали идти, отставая на одну секунду за полгода. А китайский аккумулятор отработал 8 (восемь) лет! Однако глупо на этом основании заявлять, что китайские штампованные часы – лучшие в мире.

Как аргумент, вспоминают про «Знак качества». Вроде бы продукция со «Знаком качества» была лучше. Действительно, продукция, отмеченная магической пентаграммой, обычно была собрана немного лучше, но это не всегда было очевидно. Например, «Знака качества» удостаивались телевизоры марки «Электрон», но в народе считалось, что телевизоры «Рубин» однозначно лучше. Так что и тут не все так просто. Да и задумайтесь над самой идеей «Знака качества», раз потребовалось его вводить, значит с качеством были большие проблемы. Никому в голову не придет ставить знак качества, скажем, на японскую технику, потому что техника либо плохая, либо хорошая, а не как осетрина первой и второй свежести.

Согласен, что раздел статьи о советских вертушках у меня получился не полный и однобокий. Дело в том, что винил у нас был советским и в основном некачественным как и по звуку, так и по содержанию, а новый «фирменный» запечатанный диск можно было купить только у спекулянтов по цене от 70 до 100 рублей за штуку. Это примерно тоже самое, что сейчас заплатить за CD 10000 рублей. Желающие вряд ли найдутся. Потому и внимание виниловым проигрывателем в статье отводилось небольшое. Незаслуженно я забыл про линейку «Арктур», которая действительно была весьма неплохой, и не надо было ходить на цыпочках по квартире. Тем не менее, «Арктур» был проигрывателем высшего класса, значит и сравнивать его надо с высшими и лучшими изделиями Запада, и тут опять сравнение не в пользу «Арктура».

Несколько лет назад я по ностальгии опять заинтересовался винилом. Последовательно я купил две «Электроники-012» и один «Арктур-006». Обе «Электроники-012» сдохли в течении недели, «Арктур-006» оказался более надежным и жив до сих пор, но категорически не устроило качество звука. В итоге я пошел в магазин и купил самый дешевый «Sherwood» с внешним корректором. Результат превзошел все ожидания! Винил, даже советский, выдает такой звук, о котором я даже не мог и мечтать!

В комментариях к предыдущей статье упомянули проигрыватель «Эпос-001», дескать, вещь была мощнейшая. Охотно верю! Правда, сам его никогда не видел. И вряд ли его вообще кто-то видел кроме тех, кто делал. Посчитайте сами: автор утверждает, что делали их 200 штук в месяц, то есть 2400 штук в год. Думаете, хоть один экземпляр дошел до конечного потребителя? Даже если бы их делали в 20 раз больше - 48 тысяч в год, уверяю Вас, в магазинах их бы не увидели – слишком маленькая партия для такой огромной страны как СССР. Кстати, и магнитофон «Астра-209» мне удалось купить подержанный аж во Владивостоке, а потом везти на себе 5000 километров. А уж «Астру-110» приходилось видеть всего один раз и то на картинке.
Ну Вы же сами всё понимаете! При Брежневе в СССР было партийной и чиновничьей номенклатуры 1 миллион 750 тысяч человек. А ведь у них еще росли дети-меломаны! Чиновники вообще плодились очень хорошо. А еще была огромная торговая мафия! Вот и посчитайте, сколько нужно было выпустить проигрывателей «Эпос-001», чтобы его мог купить в магазине обычный советский работяга.

Жизнь и необычайные приключения супер-пупер-мега-комбайна «Россия-101-стерео»


СССР,электроника,магнитофон,радиоприемник,винил,проигрыватель,перепост,длиннотекст,песочница



Должен заметить, что не только в связи с проигрывателем «Эпос» кипела советская инженерная мысль. На каждом радиозаводе в СССР разрабатывалось что-то своё. Я дружил и пил «Портвейн» со многими парнями и девчонками с Челябинского радиозавода (завод, кстати, был отличный, делал в основном военку). И вот в один прекрасный день они вдруг заходили с загадочными лицами. Допрос с пристрастием выявил, что завод запускает в серию супер-пупер-мега-комбайн «Россия-101-стерео». И самое главное – новинка наполовину собрана из западных материалов. Девчонки и пацаны с конвейера радиозавода хвастались, что с первой партии им разрешат купить себе по одному экземпляру чудо-техники. А самое главное, если что сломается, то запчасти можно будет украсть тут же на заводе.
И вот где-то в начале 1982 года комбайн ушел в серию. Ремонтные мастерские почти сразу заполнились этими комбайнами, а магазин некондиции при радиозаводе существенно расширил свой ассортимент. Выпускали их несколько лет и помногу. Коробки с «Россией-101-стерео» расходились вагонами во все уголки СССР.

Чтобы меня не обвиняли в очернительстве, я специально нашел телефон человека, который в то время работал на конвейере радиозавода, чтобы уточнить подзабытые детали и позвонил ему. Он тоже не всё помнит (даже забыл название модели комбайна), но как специалист – абсолютно в теме. Итак, что мы имели.
В комбайне «Россия-101-стерео» было буквально всё, и действительно половина импорта. При этом стоило сравнительно недорого – за весь комбайн что-то в районе 800 рублей (для сотрудников завода). «Вертушка» была «Unitra», поставлялась из Польши. Головки для «вертушки» были «юговские» (из Югославии), в последующих партиях, возможно, заменили на советские. Усилитель – очень удачная советская разработка, по звуку самые хорошие отзывы. Приемник полностью переехал от переносного приемника «Россия» (тоже Наша удачная разработка, я бы сказал, очень удачная). Кассетник неудачный, какому-то идиоту пришло в голову засунуть в технику первого класса лентопротяжный механизм от «Весны» второго класса. Колонки индийские «Перлес» огромные, больше, чем «S-90» по размерам и мощности, лучше по качеству, но страшные на вид.

Теперь о том, что ломалось. Обычно сразу ломался кассетник, как ни странно, ломалась вертушка, часто горел усилитель, иногда горели динамики в колонках (это опять же следствие неправильной работы усилителя). По сути, нормально работал только приемник.
Вы думаете, что молодежь, работающая на заводе пролетела с этой моделью? Ничуть! Тот же специалист по телефону мне сказал, что его друг – регулировщик с конвейера взял тогда себе этот комбайн и был доволен как слон. Этот регулировщик презирал кассетники (я думаю, заслуженно), но коллекционировал фирменный винил. Он банально отключил кассетник, выпаял из усилителя транзисторы и поставил свои, тщательно отобранные по параметрам, полностью отрегулировал усилитель. И усилитель зазвучал! В итоге он получил хорошую вертушку, отличный усилитель и классные колонки.
К чему я веду? Или какой из этого можно сделать вывод? Очень простой. У нас в СССР были прекрасные разработчики, у нас были толковые регулировщики, у нас была плохая элементная база. И всё усугублялось идиотской советской плановой системой.

Из Африки на «Жигулях»


Но если касаемо бытовой техники в чем-то со мной соглашались, то подразумевали, что промышленная электроника в СССР была впереди планеты всей. Увы! Увы! Увы!
Тут следует оговориться, в СССР фактически существовало три вида промышленности.
Первый вид, самый большой, работал на внутренние нужды, для граждан Советского Союза. Эта промышленность была хуже развита, работала на древнем оборудовании (даже попадались станки, выпущенные еще до 1917 года), отвратительно снабжалась (даже была такая категория рабочих – «снабженцы», они ездили по СССР и «доставали» запчасти, оборудование, материалы и т.п.). Готовая продукция шла на внутренний рынок, то есть непосредственно ее потребляли советские люди.

Второй вид промышленности работал на экспорт. Здесь производили товар, который потом шел за границу. Лучший - продавался, а что похуже отправлялось в страны третьего мира: либо как благотворительная помощь, либо в долг. Долги потом обычно прощались. Качество и снабжение в этом сегменте было значительно выше, иногда несравнимо выше, но отставало от общемирового. Спрос на мировом рынке создавался искусственно путем демпинга цен. Коммунистическая партия Советского Союза предпочитала подарить или продать по дешевке более качественный товар какому-нибудь эфиопу. А своим советским гражданам продавало то, что хуже и дороже.
Совершенно типичная история для советского времени передаваемая из уст в уста: «Моего соседа выпустили на два года работать в Африку, он оттуда привез экспортные «Жигули» - сделаны значительно лучше наших, а обошлись в четыре раза дешевле». Соседу повезло даже не потому, что купил машину, а потому, что его «выпустили». Если бы его отец или дед в Великую Отечественную войну бил фашистов и пропал без вести, то соседа определенно бы не «выпустили» за границу, и детей соседа тоже бы не выпустили. Не доверяли коммунисты своему народу, в особенности, детям пропавших героев войны.

Третий вид – оборонка. Понятное дело, здесь сконцентрировалось все самое лучшее. С оборонкой я лично не пересекался, поэтому и говорить про нее не буду. Вспоминаю только диктофоны советского военного производства, с ними мне приходилось работать на радио. Это ВЕЩЬ, скажу я Вам! Внешне – ужас: большие, страшные, неудобные. Но какое замечательное качество звука, великолепная надежность. За пять лет работы с таким диктофоном, я ни разу не менял аккумулятор (не то, что в современных сотовых телефонах сдыхают через год-два), много раз ронял. И все им нипочем. А потом появились диктофоны «Маранц», более удобные и симпатичные, но звук оказался значительно хуже. Парадокс. А еще вспоминаю слова подполковника Медведева, зампотеха части, в которой я служил в армии. У нас были сотни автомашин, которые стояли на колодках законсервированные под открытым небом на случай войны. Медведев про них говорил: «Через 20 лет, когда они окончательно заржавеют, мы их спишем, и они уйдут в народное хозяйство, служить советским людям, а мы получим новые».
В данном контексте нам интересен только второй вид промышленности – экспортный, так как он реально пытался конкурировать в мире в сферах, не связанных с массовым убийством людей. Мне посчастливилось в свое время год отработать на металлургическом заводе в листопрокатном цехе, продукция которого шла на экспорт, а значит, была конкурентно-способной. А перед этим я два года отработал в Дальневосточном морском пароходстве, так что ситуацию знаю изнутри, испытал ее на себе. Начнем с пароходства.

Ностальгия по японским помойкам


Еще в мореходной школе нам говорили, что Дальневосточное морское пароходство приносит в казну СССР 0,5 процента всего валового дохода страны. А если учесть еще то, что большая часть этого дохода – валюта, то становится понятным, что это дорогого стоит.
Хочется заметить, что даже тогда, в далеком 1985 году пароходы были современными плавучими строениями, набитыми электроникой. Да что там говорить, у японцев уже в то время курсировали сухогрузы без экипажа. Электроника следила полностью за курсом, содержанием груза и т.п. Пароходы, курсировавшие под Советским флагом, конечно, ходили с экипажами, но электроникой тоже были набиты по «самое-не-могу». И вся эта электроника была импортной! Кроме лампочек. То есть часть лампочек тоже были импортные, но много было и советских. А вот вся электроника и автоматика целиком поставлялась из-за рубежа – в основном японская… Даже подшипники для двигателя насоса мы получали японские.
Кстати, если мы и умели делать пароходы, то только ледоколы и военные суда. Остальные: сухогрузы, лихтеры, рефрижераторы, нефтеналивные, пассажирские теплоходы были импортные – японской, немецкой, шведской, югославской, польской построек. Мы их даже ремонтировать не умели. Ремонт машин дальневосточных судов проводился обычно в Японии, косметический ремонт – в Гонконге. Разве что очищали и красили корпус судна в Находке, да фумигацию проводили во Владивостоке.
Кстати, попасть в рейс в Японию на ремонт парохода считалось огромной удачей, так как экипажу выделялись деньги на питание. Понятное дело, что в Японии по кафешкам никто из моряков не ходил, все затаривались советскими консервами и экономили валюту. Впрочем, об этом есть известные куплеты Виктора Темнова. А еще советские моряки постоянно лазили по японским автомобильным помойкам. За бутылку водки сторож-японец пропускал советских моряков на территорию помойки, а те скручивали со старых машин магнитолы и компактные телевизоры, а потом везли их домой в СССР.
Рейсы на ремонт доставались «по блату». Обычно туда шли «блатные», которые «отстегивали» пароходской номенклатуре, нормальных же моряков всеми правдами и неправдами пытались списать с парохода перед ремонтом.

Я знаю будет много чугуна и стали…


Мне посчастливилось какое-то время работать в современном листопрокатном цехе крупного металлургического завода. Должен заметить, что современная металлургия – это очень высокотехнологичное производство. Чтобы продать металл за границу, надо не только выплавить сталь, но и желательно сделать из нее либо хорошие трубы, либо рулоны листовой стали и т.п. И здесь без хорошей электроники обойтись никак нельзя. Понятно, что в СССР ее не было, электронное оборудование опять же закупалось за рубежом.
Я работал в листопрокатном цехе, продукция которого шла на экспорт. Понятно, что самое простое было пригласить японцев, чтобы они установили свою электронику «под ключ», а потом еще лет 20 по гарантии обслуживали своё оборудование, поставляя нам запчасти. Но хитрожопые чиновники от КПСС решили иначе. Они придумали сэкономить на экологическом оборудовании. И правда, когда у нас заботились о здоровье рабочих? Раньше умрет – не надо платить пенсию. А так как японцы искренне не понимали, как можно монтировать электронику, «позабыв» про экологическое оборудование, от их услуг отказались. Оборудование закупалось частями в разных местах: немецкое, «юговское», польское и то же японское. Монтировать позвали итальянцев, немцев, французов. Те быстро смонтировали и уехали. И никаких гарантий.

Я работал в одной из шаражек, где штучно разрабатывались аналоги японских плат из отечественных радиодеталей. В первый день работы я пришел к мастеру в кабинет. Он мне сообщил, что я буду делать плату, предотвращающую разрыв рулона листовой стали на линии. Смысл в том, что с одного рулона сталь подается на линию, где происходит ее химическая обработка, а потом наматывается на другой рулон уже обработанная. Плата проверяет скорость входящего вала и регулирует скорость вала, на который лист наматывается. Мастер мне за пять минут ИЗ ГОЛОВЫ набросал схему платы. Целый год я ей и занимался, особо не утруждаясь. Сначала собрал ее на «родилке», опробовал, проверил, сносил к стенду, вставил взамен японской – работает. Разработал печатную плату, собрал опытный образец. На специальном оборудовании его проверили на тряску и высокую температуру – полет нормальный. Стал готовить мелкую серию из 20-ти плат. Тут прошел год и я уволился. Вы обратили внимание, сколько всего пришлось сделать из-за того, что кто-то «малость сэкономил»? Да, проще было разработать с нуля своё, но, видимо, знали какой будет результат.

Но самое удивительное меня ожидало в первые дни работы. Я обратил внимание, что в каждой шаражке стоит один или два японских осциллографа. А советские осциллографы попадаются редко и, как правило, презрительно пылятся в углу. Японские осциллографы были в основном двухлучевыми, а один даже четырехлучевой, до этого четырехлучевых осциллографов мне не приходилось видеть. Они отлично работали и были очень красивыми. Я спросил у ребят, откуда такое богатство. Оказалось, что когда иностранцы закончили монтаж оборудования, то просто побросали их – «лень тащить». Ну а наши уже намалевали на них инвентарные номера. Сразу вспомнились японские автомобильные помойки.


Виктор Золотухин


Подробнее





СССР,электроника,магнитофон,радиоприемник,винил,проигрыватель,перепост,длиннотекст,песочница
Еще на тему
Развернуть
Тут будет срач...
Шурик на П416 машину времени сделал
Как только автор написал: Еще помню, что от советских продуктов питания я два раза лежал в больнице с дизентерией и один раз с гепатитом.
Сразу стало ясно - он МУДАК.
И дизентерия и гепатит А - болезни грязных рук при полнейшем несоблюдении санитарии. Если гепатиты прочие - то они к продуктам никакого отношения не имеют.
Судя по некоторым его заявлениям, топикстартер захватил СССР в конце 80-х, начале 90-х, был долбоебом, закончил ПТУ радиотехники и даже сам заявил, но "мастер накидал из головы..." (вот это реально мастер!), "а я потом целый год эту плату разрабатывал". А потом уволился.
по технической составляющей статьи есть конструктивные возражения?
Ну с точки зрения составления - почему где виниловые диски фотка магнитофона?
И насчет "ходить на цыполчках" - ну никак не сочетается с моими воспоминаниями - ребенком ставил пластинку "голубой, блядь, щенок" и под песню рыбы-пилы скакал по комнате как бешеный. Этакий вариант современного рока. И ничего не скакало. Жаль, сейчас модель не скажу, надо к родителям сходить, глянуть, все еще работает и иногда детям ставлю старые советские пластинки. Ща еще гляну, напишу.
Ах да, блин, упустил одно предложение, которое, в целом, делает ВСЮ остальную статью бессмысленной:
Тут еще один интересный нюанс. Все лучшее в СССР шло на «военнку», среднее - на производство, оставшийся хлам - в сферу народного потребления.

Что до ВОЕНКИ, то да. Но у меня до сих пор работает ЛАМПОВЫЙ радиоприемник, который ДО СИХ ПОР берет европейские радиостанции!
есть. коэффициент 0 - транзистор нерабочий. не усиливает - коэфф. 1
Блин, точно, я тоже это заметил, да записать забыл.
И да, я тоже помню вполне нормальные пельмени, жареный минтай (который до сих пор вызывает ностальгию), правда, синюшное картофельное пюре (на воде, вместо молока) и прочее. Да, не сравнить с современными усилителями вкуса, но лично ни разу не жаловался. Хотя случаи бывали (впрочем, пиздец тогда был быстр в виде проверок санэпидстанции и прокуратуры заодно с ОБХСС).

А вот про электронику помню то, что роняли на пол, трескался корпус, отваливались ручки, но аппарат продолжал работать. Живуч, как крыса.
Заражение кишечными инфекциями может происходить при контакте с больным или бактерионосителем, употреблении зараженной воды или инфицированных пищевых продуктов.
Да, да, все мы болеем дизентерией и гепатитом А. И он инфекционист, который каждый день контактирует с больными. Вижу, что перед написанием поста ты осилил первые 2 строчки учебника инфекционных болезней.

Так вот, скажу по секрету - и дизентерией и гепатитом А можно заразиться лишь при ПОЛНОМ несоблюдении санэпиднорм - то есть не мыть руки, есть грязные фрукты и овощи, пить некипяченую воду из непроверенныз источников.
повторить для идиотов конкретную строчку?
или вы реально думаете, что если помыв с мылом съедите некачественный творожок и выпьете некачественное молочко, то все будет ОК?
Вы идиот, поздравляю))
Мда. Если существо не знает разницы между дизентерией, гепатитом А, сальмонеллезом, пищевым отравлением... То да. Спорить не о чем.
И как сказал один мой знакомый, если один мудак 4 раза подряд приносит телефон-кирпич после того, как ему все настроили... то это неспроста.
Panasonic NV-2000
NV'KX» Panasonic

Электроника ВМ-12

Долго, дорого, хуёво.
Да, видел у друга такое страшилище. Пиздец как он долго заглатывал пленку и весело (грустно) смотрелось, когда пленка видеокассеты зажевывалась. Вылезает крышка, а за ней тянется смятая в гармошку пленка. Или вообще, не вылезала крышка и был полный писец (особенно если смотрели что то не очень разрешенное :)
живучим должен быть танк
а не магнитофон
магнитофон должен хорошо воспроизводить

а вот резиновые сапоги при советах делали получше, чем сейчас...
Урони свой айпад на пол и повтори про живучесть.
сунь член в мясорубку))
не правда ли, какая-то непродуманная конструкция?
налажала эволюция, ой, налажала
Как врач скажу - да, налажала. Но у нее же не было конкурентов. Вот если бы кто то предлагал хуй из алмазов, несомненно, все бы выбрали его - и крепкий, и дорогой, и твердый всегда.
Правда, потом оказалось бы, что он настолько тяжел, что хоть и твердый, но всегда на пол-шестого, да и холодный, да и бабам не нравится - режется.
И снова бы все вернулись к теплому и иногда мягкому.
из алмазов он был бы очень хрупким)
Есть пара совковых резиновых сапог на даче, ногами сразу чувствуется ассиметрия стопы, да идя по дороге получаешь "каменный массаж" даже с полуторсантиметровыми войлочными стельками. По сравнению с ними купленный в Ашане китайский ширпотреб это эталон удобства.
Совковых или Российских (разлива 1990-х и позже)?

У меня детские сапоги, купленные в 1980-х до сих пор с удовольствием носят дети на даче - теплые и непромокаемые, никаких жалоб на тонкие подошвы.
А вот советские "говноходы" вообще можно легенды слагать (это я про сапоги неепических размеров, которые плавно переходят в штаны, официальное название "болотоходы")
В этом и проблема, в вялом контроле качества и желания сбыть брак, кому-то везёт, вот например как тебе, и он потом всем рассказывает про то, какие качественные продукты делались в СССР. Но при покупке товара полагаться на удачу мне кажется странным. А о довольно большом проценте брака в СССР можно удостовериться посмотрев сатиру 50-80х годов, То есть если уже тогда это выглядело недопустимым, то что говорить о сегодняшнем дне? Сразу вспоминается анекдот про комбинат труб разного диаметра.
Согласен. Но, видимо, я тогда был везучий. Вот недавно купил китайфон - через неделю сдох экран. Сдал по гарантии - заменили. Включился, 15 минут - и все - кирпич. Снова сдам, но уже потребую бабло назад.
Вот только незадача, если следовать логике восхвалителей, то получается, что допустим СССР это мегабренд типа Samsung, а китайфон это мелкий noname, который зачастую на деле - левак с тех же производственных заводов Samsung или отбраковка основной линии. Но получается, что в СССР в пул продуктов попадали как с основной линии, так и с отбраковки, в зависимости от лени контролёра. В случае с Samsung это выглядело бы странным и грозило бы отзывом вообще всей серии. Не даром же при покупке Жигулей тратили время и порой деньги, чтобы узнать в какой день недели автомобиль был собран и выбрать допустимый, потому что в понедельник люди ещё не переключились после выходных, а в пятницу все радостно ждут когда можно свалить с работы пораньше, тут не до качества.
Нет, конечно, какой, нахер, мегабренд, если конкуренции никакой не было? А если и была, то символическая, так, для виду.
у меня стопы в форме сапога))

а вообще - по возможности таскаю пену польскую
не без недостатков, но по соотношению - оптимально
Магнитофон "Олимп" шикарнейшая вещь! Был в использовании много лет, в комплекте с усилком "Вега" и колонками, также "Вега".
Продолжаем искать бред.
Цитата:
"И вот где-то в начале 1982 года комбайн ушел в серию... Коробки с «Россией-101-стерео» расходились вагонами во все уголки СССР.
Чтобы меня не обвиняли в очернительстве... При этом стоило сравнительно недорого – за весь комбайн что-то в районе 800 рублей (для сотрудников завода)."

Все, туши свет, сливай воду.
ВОСЕМЬСОТ рублей в 1982 году?!!! При зарплатах в 40 рублей у сторожа (столько сам получал в те далекие времена на подработке) до 130 рублей у дипломированного врача?
Ну да ладно, поверим, что человек опечатался. 80 рублей, наверное.
110 руб. микрокалькулятор "Электроника С3-15" - к примеру
147 руб. магнитофон "Днепр-12"
365 руб. кассетный магнитофон "Весна 211-1" с колонками

в том-то и дело, что все ыбло и ничего не для народа..

http://visualweb.ru/cccp_old_prices/
Да, я специально посмотрел на этот сайт, поржал.
На мелкие товары цены указаны правильно, да вот чем выше и реже товар - тем больше вранья. Стандартно - на 5 минут правды, чтобы всосоался народец, а потом ври, пока им не надоест.

Возьми хотя бы пункт 25-50 копеек. Первый номер Авторевю. Смотрим в http://re-port.ru/magazine/92184/ - и узнаем, что первый номер вышел в 1990 году. Какой, это, нахуй, СССР? Это уже пиздец ему, горби проебывает все, целуется с амерами взасос, цены растут. Дворовый друг тогда студентом был. Как раз в 1990-м поступил. Сначала степуха у него была 40 рублей - хватало на все, и еще откладывал чуток, хотел купить что-то, уж не помню. К лету 1991 степуха стала 400. И кончалась в тот же день, как он ее получал. А еще через 5 лет мы, блядь, все стали миллионерами. Булка хлеба стоила 150 тысяч, я зарплату полным пакетом денег получал. И жопу этими пидарскими бумажками было дешевле подтирать, чем полкупать туалетную бумагу (которой все равно не было).

Так что не пизди, насчет цен. Я в том времени пожил и знаю разницу между 1985 и 1995. Очень хорошо знаю.
Кстати, Весна-211 у меня был. И как раз за 300 с чем о рублей. Купил в районе 90-х. Цены тогда уже взлетали. И магнитофон этот можно было спокойно купить. Только тогда зарплаты оставались еще "советскими", а цены уже "перестроечными".
Вот ценное:
Про диктофоны военного образца (сам встречал такие - согласен с автором на 300%): Внешне – ужас: большие, страшные, неудобные. Но какое замечательное качество звука, великолепная надежность. За пять лет работы с таким диктофоном, я ни разу не менял аккумулятор (не то, что в современных сотовых телефонах сдыхают через год-два), много раз ронял. И все им нипочем.
Никого не напрягло, что чувак делал "плату" блядь ПЛАТУ которая предотвращает разрыв рулона стали?! Писатель мало что брызжет ядом по чём зря, так и ещё не владеет предметом.
А по факту, конечно же воровали и удачные разработки и технологии, причём как они так и мы. Для особо одаренных, это называется "промышленный шпионаж", этим занимаются как все более менее удачные компании, так и все правительства.
lsxa lsxa29.10.201421:20ответитьссылка -0.1
Брал Маяк-233 в 1988 году с первых отпускных. Рублей 240 по- моему. Сменил три головки и родные колонки уже умерли. А ТАК- ВСЕ ЕЩЕ ПАШЕТ. В гараже стоит
,иногда Титомира включаю- одна кассета )))
Не было желания дочитывать (не по тому, что "буковок много", читаю я не мало, и регулярно)...
Но вот по поводу столовых... лет через 30, будут ли меня убеждать в том, что 2010-е, в столовых кормили помоями?
П.С. жаль кафе-столовых нынче мало, при выборе, между макдаком, суши-баром, или кафе-столовой, всегда выберу последний вариант.
Но, к сожалению, в 90% случаев приходится идти в макдак, или суши, иного варианта просто нет...
Много столовых видел? Столовая столовой рознь, иногда даже та же самая столовая после смены руководства меняется радикально в плане ассортимента и качества, а некоторые вообще сезонно-зависимые. Филиалы в сети кафе/макдаков тоже далеко не одинаковы, есть откровенные помойки, есть приятные заведения, хотя вроде бы один и тот же бренд. И если будет выбор между столовой, где подают позавчерашние пригорелые макароны со вкусом грязной тряпки или среднезагруженным макдаком, то уж лучше последний.
Не потребовалось и тридцати лет...
Да у автора в 85 году якобы еще микросхем не было в аппаратуре, что полный пиздешь.
Куча не состыковок и натянутых за уши факторов.

Вот выложили фотки панаса и электроники вм-12. Интересно, у дофига из сидящих родители в 89-92 могли купить видак панасоник? Он даже если где и продавался - стоил космических денег, а ВМ-12 могли позволить себе многие.
в 80ые
400 руб. зарплата начальника участка или телевизор цветной
Так что далеко не многие))) далеко не многие..
Ну особо популярны они стали, как мне кажется ближе к 87-89 году, раньше просто даже кассет с фильмами к нему хрен достанешь. А вот когда появился прокат и прочее, они пошли в народ.
В 80-х года (начале) зарплаты в 300-400 рублей были лишь по северным. Именно за этим народ и ехал на севера "за длинным рублем".
Нестыковок дохрена.
Автор явный дебил и троль.. 1 деки появились в середине 70, и приведенный пример с маяком - явный фэйк. кассета стоила в 82-84 году 4 рубля, колбаса 3.20 .. опять пёрнул в лужу. 2 про транзисторы- опять вздор, кт3102 с ку 300-400 не редкость. И что это: До сих пор ностальгирую по "Комете-202"," где мы нашли 202 комету?? Дольше бред читать нет сил... Могу сказать одно: гондоны были хреновые.. вот и родился автор.. А зря!
Только зарегистрированные и активированные пользователи могут добавлять комментарии.
Похожие темы

Похожие посты
ВНЕШН 2 ВНЕШН 1 ВНЕШН 2 ЖДУЩ СТАБИЛЬНОСТЬ ВНУТР УРОВЕНЬ КАЛИБРАТОР ОШУЖНг СДЕЛАНО В СССР
подробнее»

электроника осциллограф СССР

ВНЕШН 2 ВНЕШН 1 ВНЕШН 2 ЖДУЩ СТАБИЛЬНОСТЬ ВНУТР УРОВЕНЬ КАЛИБРАТОР ОШУЖНг СДЕЛАНО В СССР